Права пассажиров такси.

Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта в наше время получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. Однако, перевозка пассажиров автомобильным транспортом признается деятельностью, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, в связи с чем к субъекту, осуществляющему данный вид деятельности, законодательство предъявляет повышенные требования.

Законодательство о защите прав потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на оказание услуги в установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги.


Требования к организации деятельности.
В Российской Федерации деятельность по перевозке легковым такси могут осуществлять юридические лица или индивидуальные предприниматели при наличии разрешения, которое выдается органами исполнительной власти субъекта РФ. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира.


Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.


На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: полное или краткое наименование исполнителя; условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.


Требования к оформлению заказов
Заказ на легковое такси принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения заказчика или его представителя. В журнале регистрации в обязательном порядке должно быть указано: номер заказа, дата его принятия; дата выполнения заказа; место подачи легкового такси; планируемое время подачи легкового такси.


Правилами определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи исполнитель (хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси) сообщает заказчику (пассажиру) местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси. Данную информацию необходимо сохранять для отстаивания своего нарушенного права в случае получения услуги перевозки ненадлежащего качества.


Уважаемые потребители! Если Вы планируете совершить поездку с детьми до 12 лет, сообщите об этом при заказе такси, так как водитель должен предусмотреть наличие кресла для обеспечения безопасности вашего ребенка.

 

О правах потребителей в случае задержки такси.
Права пассажира при задержке такси регулируются Закон РФ «О защите прав потребителей». В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.


Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается вплоть до начала оказания услуги (то есть до подачи машины), ее этапа или отказа потребителя от исполнения договора перевозки. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги.

 

Также, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Под убытками, причиненными компаниями-перевозчиками, чаще всего подразумевается реальный ущерб (закрытие регистрации на авиарейс, потеря тура и т.д.), упущенная выгода (получение какой-либо прибыли от участия в важной встрече, совершения сделки, которая сорвалась ввиду опоздания к месту прибытия по вине перевозчика). При этом в случае опоздания на авиарейс или поезд пассажир вправе потребовать возместить не только стоимость железнодорожного или авиабилета, но и, например, стоимость турпутевки, заранее оплаченного отеля и даже заблаговременно купленных экскурсий.


Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, является возмещение морального вреда. В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей.


Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда, исходя из степени нравственных и физических страданий, причиненных некачественным оказанием услуги потребителю.