О Всемирном дне прав потребителей.

Ежегодно 15 марта, в мире начиная с 1983 года, а с 1994 года и в Российской Федерации, отмечается Всемирный день прав потребителей. Каждый год Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International – CI) определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.

Девиз Всемирного дня прав потребителей в 2019 году – «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Предметом этой темы являются актуальные вопросы, связанные с обеспечением прав потребителей в сфере цифровых технологий, с помощью смарт-устройств и виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.


Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и не раскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.


Что такое смарт-устройство?
Смарт-устройство (также «умное», «интеллектуальное» устройство) представляет собой электронное устройство, как правило, связанное с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3г, и так далее, которые могут работать как в интерактивном режиме, так и автономно.


Самые популярные среди потребителей смарт-утройства – это смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, фитнес-трекеры, термостаты, детские игрушки, розетки, умные часты и пр. Все они собирают данные о владельце, передают через Интернет для анализа и хранения. Эти устройства знают о передвижениях, предпочтениях хозяина, его биометрические параметры. Запоминают, например, отпечатки пальцев, геолокации. Искусственный интеллект создан как помощник.


Смартфоны в отличии от мобильных телефонов обладают множеством функций, например, имеют выход в интернет, возможность установки различных программных приложений. Также, и смарт-телевизоры, подключенные к интернету, выполняют различные функции, связанные с выбором программ, записью телепрограмм и другие, что и существенно отличает их от обычных телевизоров.


Умные - часы, кроме отслеживания времени, поддерживают различные приложения. Данное устройство, в зависимости от модели можно использовать для приема звонков и SMS, также они могут информировать о поступлении новых уведомлениях на смартфон и выполнять другие задачи.


Фитнес-трекер, это устройство, которое надевается на руку, подключается к планшету или смартфону, куда с помощью специального приложения передается информация, например, о подсчете шагов и скорости передвижения.
Смарт-брелки можно использовать для ключей, или других предметов. Закрепленный на объекте брелок подключается к смартфону при помощи технологии Bluetooth и через специальное приложение можно отследить местоположение предмета.

В магазинах появляется все больше и больше разных моделей смарт-устройств. Однако они имеют много функциональных отличий, на которые нужно обращать внимание при выборе устройства. Также следует смотреть при покупке на внешний вид устройства, наличие нужных разъемов, будет ли устройство работать с Вашим смартфоном. Когда товар уже выбран, нужно внимательно его осмотреть, проверить работу, комплектность. В наличие должны быть правила эксплуатации или технический паспорт товара и гарантийный талон на русском языке.
Приобретать смарт-устройства лучше в крупных, зарекомендовавших себя магазинах. Перед покупкой требуйте от продавца предоставления Вам необходимой и достоверной информации о товаре, а после покупки – кассовый чек.


Данные товары являются технически сложными. Поэтому, вернуть данный товар в магазин можно только если в товаре выявились технические недостатки, или товар не отвечает заявленным при покупке требованиям.


Если в купленном товаре были выявлены недостатки, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О защите прав потребителей» № 2300-1
- Если недостатки выявились в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе отказаться от ремонта товара, и обратиться к продавцу с требованием о возврате уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом неважно, какой недостаток был обнаружен потребителем.
- Если же недостаток обнаружен по истечении 15 дней с момента покупки, то потребитель вправе потребовать гарантийного ремонта.
Однако законом предусмотрены случаи, когда по истечении 15 дней потребитель может потребовать возврат денег или замены товара, если:
- обнаружен существенный недостаток товара,
- нарушены сроки ремонта (более 45 дней),
- невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
При сдаче товара на гарантийный ремонт, срок действия гарантии продлевается на тот период времени, в течение которого товар находился на ремонте.


Таким образом, в случае если технически сложный товар оказался некачественный, рекомендуем обратиться с письменной претензией к продавцу, с одним из вышеуказанных требований. При отказе продавца от удовлетворения требований в добровольном порядке Вы вправе обратиться за судебной защитой своих прав.


Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

 

В случае если смарт-устройство не подошло по форме, габаритам, размеру, цвету, комплектации или другим параметрам, то такой товар возврату или обмену не подлежит.