Что необходимо знать о праздничных распродажах и скидках.

Скидки – это маркетинговый ход продавца для быстрой распродажи товара, но эти действия не должны ущемлять прав потребителя.

Что такое скидки?

Все многообразие применяемых скидок можно разбить на следующие группы:
1. Временные скидки. Предоставляются в определенный временной интервал (утро, ночь), в сезон (лето, зима) или в предпраздничные дни.
2. Сегментные скидки. Предоставляются определенному кругу лиц или социальной группе (домохозяйки, студенты, пенсионеры).
3. Вынужденные скидки. Продажа залежалого, немодного товара или распродажа в связи с окончанием сезона или срока годности товара.

Все отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В настоящем Законе отсутствуют положения, запрещающие возврат или обмен товара, купленного со скидкой.

Какие возможны случаи при приобретении товара?
При приобретении товара наиболее распространенными можно отметить следующие случаи:
1. приобретенный со скидкой товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
2. приобретенный товар оказался ненадлежащего качества.

В первом случае, в соответствии со статьей 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворениюв течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

ВАЖНО ЗНАТЬ. В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, обмену и возврату не подлежат следующие товары:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
-текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
- товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Таким образом, в случае, если приобретен товар, включенный в данный Перечень, но он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, продавец имеет полное право отказать потребителю в требовании обменять такой товар или вернуть за него деньги.

Что делать, если магазин отказывается удовлетворить требования по обмену товара или расторжению договора купли-продажи и возврату ранее уплаченной суммы?

В данном случае необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией с указанием требования. В случае необоснованного отказа продавца в удовлетворении требования, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Во втором случае приобретенный на распродаже товар имеет дефекты.

Здесь необходимо уточнить следующее:
- при продаже продавец уведомил надлежащим образом об имеющихся дефектах, ипотребителем было дано согласие на приобретение товара.
- дефекты были обнаружены только после покупки, и потребитель о них предупрежден не был.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

ВАЖНО ЗНАТЬ. Если продавец объявил распродажу товара, но надлежащим образом предупредил, что товар имеет недостатки. В таком случае, продавец вправе отказать потребителю в возврате или обмене товара.

Если товар оказался ненадлежащего качества, но потребитель об этом не был предупрежден, то в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд: по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, по месту его жительства; по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора.

ВАЖНО ЗНАТЬ. На ряд непродовольственных товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров сезонного назначения (одежда, обувь, меховые изделия, спортивные товары).

Постановлением Администрации Приморского края от 03 мая 2011 года №119-па «Об определении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Приморского края» установлены следующие сезонные сроки
•для товаров зимнего ассортимента - с 15 ноября;
•для товароввесеннего ассортимента - с 1марта;
•для товаров летнего ассортимента - с 1 июня;
•для товаров осеннего ассортимента - с 15 сентября.
Что это означает: например, если вы приобрели шубу на распродаже в августе, а недостатки в ней выявились только в январе, гарантийные сроки по товарам сезонного назначения, приобретенным вне сезона, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Какие выводы из выше сказанного можно сделать:
1. Если товар приобретен на распродаже, то на отношения потребителя с продавцом распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
2. Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то можно обменять этот товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки;
3. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то он вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара;
4. Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований потребителя в случае:
- если товар надлежащего качества не был в употреблении;
- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ;
- отсутствие у вас товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает вас возможности ссылаться на свидетельские показания;
5. Продавец вправе отказать потребителю в удовлетворении требований в случае:
- если товар входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату;
- если потребитель был надлежащим образом предупрежден об имеющихся в товаре недостатках.
6. В случае обнаружения в товаре недостатков, о которых потребитель не был предупрежден продавцом, то он вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой указывается требование (см. ст. 18 Закона). Продавец должен провести проверку качества, а в случае необходимости – экспертизу товара. В случае несогласия с заключением экспертизы, потребитель вправе обжаловать данное заключение в судебном порядке.
7. На ряд товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков.

 

Уважаемые потребители! Приобретая на распродажах товары со скидкой, помните, что Ваши отношения с продавцом регулируются Законом «О защите прав потребителей», отстаивайте свои права!


В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.

 

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:276-38-93, 276-21-54