Рекомендации потребителю: Что делать если цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке?

Распространенная ситуация: в чеке на кассе пробивают больше, чем указано на ценнике в торговом зале.

Что делать в такой ситуации?

Важно знать: в данной ситуации Вы имеете полное право требовать продать Вам товар по той цене, что указана в ценнике, по следующим основаниям:
- в 1 пункте статьи 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 02.07.2002 г. «О защите прав потребителей» указано, что «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 этой же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации.
- в Гражданском Кодексе Российской Федерации есть понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать Вам товар именно по цене, которая в этой оферте указана. Ценники в данном случае являются публичной офертой. Соответственно, продавец обязан соблюдать заданные им самим же условия и продавать товар по указанной цене.

Таким образом, Вы вправе требовать, чтобы стоимость товара Вам посчитали по ценнику. А если уже расплатились — чтобы Вам вернули разницу.

Как поступить, если кассир отказывается это сделать или не имеет права?
1. Сообщите об этом администратору (руководству) магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать Вам товар по цене, указанной на ценнике. Вполне вероятно, Вы услышите одну из причин несовпадения. Очень часто приводят в качестве аргумента, что не успели заменить ценники, убрать акционные предложения, перепутали, и так далее. Это не может быть оправданием для того, чтобы продавать товар по завышенной (по сравнению с ценником) стоимости. В этом случае нужно настаивать на том, чтобы товар Вам продали по заявленной цене.

Если администратор отказывается выполнить Ваше требование, порядок действий таков:

1. В присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником. Сфотографируйте спорный ценник. Обязательно сохраните чек. Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом. В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи Вы вправе ссылаться на свидетельские показания (статья 493 ГК РФ).

ВАЖНО: Согласно пункту 2 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 и вступивших в силу с 1 января 2021 года, непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом любой потребитель, ссылаясь на данную норму, вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
2. В случае отказа в удовлетворении устной претензии Вы также можете предъявить руководству магазина письменную претензию.
В ней потребуйте:
- возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (статья 1102 ГК РФ);
- или возврата уплаченной за товар суммы (если вы уже успели расплатиться, а потом заметить разницу), соответственно, с отказом от исполнения договора розничной купли-продажи (пункт 1, статья 12 Закона «О защите прав потребителей» — в нем говорится о том, что «если продавец не предоставил достоверную и полную информацию о товаре, покупатель может требовать возмещения убытков или потребовать возврата потраченных на товар средств»).
ВАЖНО: Согласно пункту 5 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 и вступивших в силу с 1 января 2021 года, в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.

3. Если продавец отказывается возмещать Ваши убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, Вы имеете право обратиться в уполномоченные органы. Чтобы привлечь продавца к административной ответственности можно обратиться в полицию (с заявлением об обмане потребителей) или Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю или его территориальный отдел (с заявлением по факту нарушения правил продажи). К заявлению приложите ответ из магазина на Вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.

В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54