Рекомендации по выбору фруктов и овощей в летний период

Летние месяцы дарят нам огромное количество фруктов и овощей, которые богаты витаминами, микроэлементами и полезными веществами.

Для того, чтобы быть уверенными в происхождении и качестве приобретаемых овощей и фруктов и не стать обманутыми недобросовестными продавцами, предлагаем потребителям следовать несложным правилам при покупке плодоовощной продукции:
- отдавайте предпочтение приобретению сезонных овощей и фруктов, в ранних велика вероятность повышенного содержания нитратов;
- особое внимание обращайте на места покупки сельхозпродукции. Приобретайте овощи, фрукты, бахчевые в специализированных местах торговли: сельскохозяйственных рынках, магазинах, павильонах, где реализуются товары, прошедшие санитарно-ветеринарную экспертизу в лабораториях, подведомственных органам ветеринарного надзора, что гарантирует безопасность сельскохозяйственной продукции. При покупке продукции обращайте внимание на санитарно-техническое и гигиеническое состояние торговой точки, условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом. Согласно требованиям санитарных правил СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» допускается продажа овощей и фруктов, бахчевых культур с лотков, тележек и на открытых, специально оборудованных для этих целей площадках. Не допускается хранение плодов бахчевых культур непосредственно на земле (п.8.13), продажа бахчевых культур частями и с надрезами (п.9.5).
- не стоит приобретать продукты в местах несанкционированной торговли, вдоль трасс, на стихийных рынках. Употребление такой продукции может привести к причинению вреда жизни и здоровью, возникновению и распространению инфекционных заболеваний;
- при покупке овощей и фруктов обращайте внимание не только на внешний вид и цену, но и на маркировку, нанесенную на упаковку, этикетку или листок-вкладыш. Информация должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной, представлена на русском языке. Маркировка упакованной плодоовощной продукции должна содержать следующие сведения: наименование, количество, дата изготовления (год урожая или год сбора), срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя и(или) уполномоченного изготовителем лица и(или) импортера, сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно - модифицированных организмов, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (п.4.1 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»).Также должна быть указана информация о применении пестицидов при выращивании соответствующих растений, фумигации производственных помещений и тары для хранения этого сырья в целях защиты его от вредителей и болезней сельскохозяйственных растений (пункт 2, ст.13 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). В случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки плодоовощной продукции на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения товара или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности (п.35 Правил продажи товаров по договору розничной купли продажи).
- если у вас возникли сомнения в качестве и безопасности реализуемой плодоовощной продукции, вы вправе потребовать у продавца документы, подтверждающие соответствие товара требованиям законодательства о техническом регулировании. Плодоовощная продукция должна сопровождаться декларацией о соответствии и товаросопроводительной документацией (п.1, ст.23 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. При наличии данных о реквизитах декларации о соответствии, ее достоверность и подлинность можно проверить на сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация).

Также при выборе овощей и фруктов необходимо учитывать следующие моменты:
- при покупке томатов на веточке нужно обратить внимание на саму ветку, если она упругая, свежая, имеет однотонный зеленый цвет, значит, томаты были сорваны не так давно, и они свежие. А если ветка высохшая, неровная, то плоды несвежие;
- приобретая картофель, обратите внимание на цвет клубней. Не следует делать покупку, если плоды имеют зеленые пятна. Они появляются при неправильном хранении, если картофель в течение долгого времени пролежал под солнцем. Из-за этого в нем образуется опасное для здоровья вещество соланин;
- при выборе моркови обратите внимание на ее цвет. Он должен быть однородным, без желтых и зеленых вкраплений;
- если вам предстоит покупка яблок, обратите внимание на их кожуру. Если она скользкая и липкая, значит, фрукт обрабатывался дифенилом (пищевой консервант). Удалить его водой невозможно. Поэтому лучше вымыть яблоки с мылом, тщательно промыть их водой, чтобы удалить остатки мыла. Можно удалить с такого яблока кожуру;
- при выборе ягод обратите внимание, что спелые, качественные плоды должны быть сухие, без признаков гниения, однородного насыщенного цвета с гладкой неповрежденной поверхностью и ярким запахом. Признаки ягод, в том числе клубники, от употребления которых стоит воздержаться: ягоды влажные, на поверхности есть пятна, отсутствует аромат, мягкие ягоды (быстро испортятся, возможно, процесс гниения уже начался), листики «чашечки» сухие, пожелтевшие, либо - отсутствуют (такие ягоды были собраны давно, либо неправильно), окраска не однородная, есть зеленоватые пятна, кончик ягод белый (признаки неполной зрелости).

Обязательным является тщательная обработка свежих овощей, фруктов и зелени.
- при обработке белокочанной капусты перед промыванием необходимо обязательно удалить верхний слой листьев;
- при обработке цветной капусты необходимо разделить ее на соцветия и удалить потемневшие участки;
- сырые овощи и зелень, предназначенные для использования без последующей термической обработки, следует тщательно промыть проточной водой и выдержать в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в течение 10 минут с последующим ополаскиванием проточной водой и просушиванием;
- если вы купили «пупырчатые» огурцы и другие овощи или фрукты с рельефной кожурой, то их советуют мыть под струей воды с помощью кухонной щеточки;
- ягоды рекомендуется мыть с использованием сита или других подобных средств с выкладкой в один слой под проточной водой в течение 5 минут;
- корнеплоды, которые покрыты землей (картофель, редис, морковь, свекла и др.), вначале нужно немного подержать в тёплой воде, чтобы отстали частички земли, а затем тщательно очистить щёточкой, губкой под проточной водой.
- не стоит пренебрегать промыванием фруктов и плодов, которые вы потом будете очищать – мандарины, апельсины, лимоны, бананы, гранаты, арбузы и дыни нужно также мыть тёплой водой при помощи щётки.
В случае продажи недоброкачественной плодоовощной продукции работники предприятия торговли согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 обязаны по требованию покупателя безоговорочно обменять их на доброкачественные или возвратить деньги. При покупке товара ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с претензией в адрес магазина с одним из указанных требований. Если не сохранился кассовый чек, то для того, чтобы осуществить возврат испорченных продуктов в магазин достаточно будет свидетельских показаний. Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав.
Важно знать! С 1 января 2021 года вступили в силу «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463. Новые Правила содержат ряд полезных новелл. Так, в Правилах появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований (пункт 5 Правил). Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом любой потребитель, ссылаясь на данную норму (пункт 2 Правил), вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.

В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, Вы можете обратиться в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54