Что нужно знать родителям школьников о своих правах

Приближается новый учебный год — радость для первоклассников и их родителей. Но все мы знаем, что школьная жизнь полна не только радостей, но и довольно неприятных моментов. Как вести себя в наиболее распространенных проблемных ситуациях, как пресечь незаконные требования школьной администрации и защитить свои права и права своего ребенка.

Образование бесплатно, но это не означает, что общеобразовательные школы не имеют право на оказание платных услуг. За плату в школах могут проводиться спецкурсы, дополнительные и подготовительные занятия, работать секции, кружки и др. По закону плата за них должна перечисляться на счет общеобразовательного учреждения. А вот сбор денег за наем охраны, ремонтные работы, покупку новых парт и учебного инвентаря может производиться только на добровольной основе — этим, как правило, занимается попечительский совет школы, который обязан впоследствии отчитаться за каждый потраченный рубль. Неправомерно заставлять родителей оплачивать труд уборщиков, а также ежемесячно отсчитывать определенную сумму на так называемые надбавки учителям и «лишние часы».

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды:


1. Начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года). Начальная школа - это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования - получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, важнейшими навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л.В. Занкова и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы, как "Гармония", "Начальная школа XXI века", "Перспектива", "Школа России" и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.


2. Основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения - 5 лет - вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования.


3. Средняя общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения - 2 года - третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование служит основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа - это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-м) классе основной ступени общего образования.

В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.

4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их называют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это - спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.

5. Гимназия - реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.

6. Лицей - образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимназии, могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. Лицеи призваны создать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. В лицеях широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы. Лицеи могут создаваться как самостоятельные образовательные учреждения, а могут функционировать и как лицейские классы в обычных общеобразовательных школах. В настоящее время некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных площадок с авторскими методиками и технологиями обучения.

проблема платного образования - одна из самых актуальных проблем, существующих в отечественной системе образования. Все чаще потребители обращают свое внимание на негосударственные образовательные организации. Сожалеть о том, что кануло в прошлое абсолютно бесплатное образование, уже не имеет смысла, необходимо приспосабливаться к объективно существующим жизненным реалиям. Следует заметить, что проблем, возникающих при потреблении платных образовательных услуг, существует намного больше, нежели чем при получении бесплатного образования. И причиной этому является, в первую очередь, неосведомленность потребителей по вопросам предоставления платных образовательных услуг. В данной главе будут рассмотрены основные виды платных образовательных услуг, остальные же вопросы будут освещены в последующих главах данного пособия.

Прежде всего необходимо разобраться с вопросом о том, какие именно платные дополнительные образовательные услуги и на каких условиях могут оказывать государственные и муниципальные образовательные учреждения.

В Законе РФ "Об образовании" закреплено право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги при условии, когда эти услуги:

- не включены в перечень соответствующих обязательных образовательных программ (учебных планов);
- не предусмотрены государственными образовательными стандартами;
- предоставляются за счет внебюджетных средств;
- закреплены в уставе (положении).

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Перечень платных услуг и порядок их предоставления должны быть обязательно указаны в уставе (положении) образовательного учреждения. Предоставление платных услуг может осуществляться только в договорном порядке, т.е. посредством заключения с потребителями соответствующих договоров. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны исключительно по желанию обучающихся. Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон договора и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами. На основании заключенных договоров должен издаваться приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты. Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то она в установленном порядке подлежит лицензированию.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения (в соответствии с реализуемым уровнем образования) могут на платной основе оказывать следующие виды образовательных услуг: собственно образовательные, развивающие и оздоровительные.

Образовательные и развивающие услуги:

- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- репетиторство;
- занятия по углубленному изучению предметов;
-организация деятельности различных кружков (например, по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео- и радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.);
- создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д.;
- создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

Оздоровительные услуги: создание различных секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и другие, выходящие за рамки обязательной программы).

Важно знать, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в пределах бюджетного финансирования, не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами:

- обучение по основным образовательным программам в классах (группах) с меньшим количеством учеников, чем это установлено;
- обучение по основным общеобразовательным, а также общеобразовательным программам повышенного уровня и направленности в школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов (гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях);
- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору обучающихся за счет часов, отведенных на усвоение основных общеобразовательных программ;
- сдача экзаменов в порядке экстерната;
- дополнительные занятия с неуспевающими;
- психологическое сопровождение образовательного процесса;
- проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными дошкольными учреждениями в рамках основных образовательных программ, а также учреждениями дополнительного образования детей в пределах образовательных программ, финансируемых из бюджета, не могут считаться платными.

От платы за дополнительные образовательные услуги необходимо отличать предоставление образовательным учреждениям обучающимися (их родителями, законными представителями) денежных средств на иные цели. Статьей 41 Закона РФ "Об образовании" образовательным учреждениям, независимо от их организационно-правовой формы, предоставлено право привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц. В письме Минобразования России от 15 декабря 1998 г. N 57 предусмотрено, что образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства:

- на функционирование и развитие учреждения;
- осуществление образовательного процесса (в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ);
- организацию досуга и отдыха детей;
- различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.

Внесение подобного рода денежных средств (пожертвований) физическими лицами (в частности, обучающимися (их родителями, законными представителями)) осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.

Однако как бы ни хотелось верить в законность и торжество права, с сожалением приходится констатировать, что указанные выше нормы в большинстве случаев образовательными учреждениями не соблюдаются. Зачастую руководители учебных заведений принимают неправомерные решения об обязательном оказании обучающимися (их родителями, законными представителями) так называемой "спонсорской помощи". В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств. Так, в частности, во многих дошкольных и общеобразовательных учреждениях устанавливаются фиксированные суммы, подлежащие обязательной ежегодной выплате на проведение ремонтных работ. При этом за несвоевременную выплату или невыплату данных денежных средств применяются меры психологического воздействия на обучающихся (их родителей, законных представителей), а иногда - и штрафные санкции.

Чтобы избежать подобного рода нарушений, все вопросы выплаты денежных средств на иные цели, не связанные с оказанием образовательных услуг, целесообразно отражать в совместных протоколах и (или) решениях родительских собраний (конференций), совета образовательной организации, из которых будет явственно следовать свободное волеизъявление большинства лиц, являющихся непосредственными плательщиками добровольных пожертвований. Кроме того, все поступающие в образовательное учреждение от обучающихся (их родителей, законных представителей) добровольные пожертвования и целевые взносы подлежат документальному оформлению и учету как в доходной, так и расходной части.

Что касается предоставления платных образовательных услуг негосударственными образовательными организациями, то необходимо отметить следующее. Негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников за все оказываемые образовательные услуги, в том числе и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность таких организаций не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данных образовательных организациях. Деятельность по оказанию образовательных услуг также должна быть лицензирована, перечень предоставляемых услуг должен быть отражен в уставе, а отношения между организацией и гражданами, потребляющими услуги, должны регулироваться соответствующим договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Рынок платных образовательных услуг, предоставляемых НОУ и АНО, в настоящее время продолжает активно развиваться. Часть негосударственных образовательных организаций, реализующих программы высшего профессионального образования, даже имеют международные сертификаты, которые разрешают выдачу дипломов, признаваемых за рубежом. Материально-техническая и учебно-методическая база в НОУ и АНО зачастую лучше, чем в бюджетных образовательных учреждениях; реализуемые образовательные программы многообразны; хорошо организован досуг воспитанников, школьников, студентов; установлены гибкие системы оплаты, стимулирующие успешное обучение. Все это, несомненно, способствует выделению частных образовательных организаций на фоне менее обеспеченных бюджетных образовательных учреждений и привлекает немалый поток потребителей образовательных услуг. Однако не стоит забывать о том, что главным фактором в получении образования все-таки является его качество. Затраты на обучение должны определяться по принципу равного соотношения цены и качества образовательных услуг, в противном случае расходы потребителей могут быть напрасными, а надежды неоправданными. Можно порекомендовать потребителю, если он ориентирован на частное образовательное учреждение, выбирать учреждение, прошедшее аттестацию и имеющее свидетельство о государственной аккредитации. Ценность на рынке труда диплома об образовании государственного образца неоспорима.

Отношения между гражданами и образовательными организациями (вне зависимости от организационно-правовой формы), связанные с предоставлением платных образовательных услуг, регулируются не только законодательством об образовании, но и нормами законодательства о защите прав потребителей (в том числе ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и др.).

Помимо рассмотренного выше перечня платных образовательных услуг, следует сказать несколько слов о репетиторстве. Этот вид образовательной деятельности относится в ОКУН к группе "Прочие услуги в системе образования". Под платными репетиторскими услугами понимаются учебные занятия преподавателей с отдельными лицами или группой лиц с целью закрепления знаний по школьной программе или углубленного изучения учебных дисциплин для сдачи выпускных экзаменов, поступления в различные высшие и другие учебные заведения или иных целей. Услуги по репетиторству оказывают как образовательные организации, так и физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ физические лица, оказывающие платные образовательные услуги, должны быть в установленном порядке зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Как и юридическим лицам, после регистрации им выдается соответствующее свидетельство. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки, лицензированию не подлежит.

На практике иногда возникают вопросы, касающиеся репетиторства. Наиболее распространенные: необходимо ли при оказании репетиторских услуг заключать договор; в каком порядке производить оплату за репетиторские услуги, оказанные физическим лицом? Если репетиторские услуги (это могут быть обычные подготовительные курсы для поступления в вуз) оказываются образовательной организацией, являющейся юридическим лицом, следует заключить договор; отказать потребителю в этом противозаконно. Прежде чем воспользоваться услугами репетитора - физического лица, следует уточнить, имеется ли у него свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Как правило, такое свидетельство приобретается крайне редко. Причины обусловлены в основном проблемами, связанными с налогообложением. Но суть не в этом. В соответствии со ст. 779 ГК РФ заключить договор об оказании репетиторских услуг можно с любым физическим лицом, которое предоставляет такие услуги. Однако если физическое лицо, выступающее в качестве репетитора-исполнителя по договору, не будет являться индивидуальным предпринимателем, то и сам договор не будет действительным. Поскольку в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ сделка (а договор является сделкой, и к нему применимы все правила о сделках), не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, а следовательно, недействительна. В данной ситуации несоответствие требованиям закона заключается в отсутствии у лица, предоставляющего репетиторские услуги без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, правомочий на оказание таких услуг. Такой репетитор может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". За совершение подобного правонарушения предусматривается штраф в размере от 5 до 20 МРОТ. Для того чтобы получить гарантированный объем необходимых знаний и не потерять при этом свои денежные средства, нужно заключить договор с надлежащим лицом. Выбор в любом случае остается за потребителем.

Важное значение имеет оформление оплаты услуг. Прежде всего размер и порядок оплаты должны быть указаны в договоре. Что делать в случае, если у репетитора нет кассового аппарата и банковского счета? Можно заплатить наличными, потребовав от репетитора расписку в получении денежных средств. В расписке обязательно должны быть указаны данные о лице, которое предоставило образовательные услуги (паспортные данные, регистрационный номер свидетельства и наименование зарегистрировавшего его органа), данные об оказанных услугах (вид, объем), стоимость услуг, дата оплаты и дата выдачи расписки, и, разумеется, данные потребителя. Желательно, чтобы расписка была написана от руки (для идентификации почерка).

Условия предоставления платных образовательных услуг

1. Платные образовательные услуги предоставляются исполнителем при условии:

1) наличия права на оказание платных образовательных услуг, закрепленного в уставе. В уставе должны быть указаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления;

2) наличия лицензии на право ведения тех видов деятельности, которые будут организованы в данном учреждении в форме платных образовательных услуг.

Исполнитель, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, может осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий.

2. Наличия соответствующей материально-технической базы, способствующей созданию условий для качественного предоставления платных образовательных услуг без ущемления основной образовательной деятельности, в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, гарантирующими охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся. Для предоставления платных образовательных услуг допускается использовать учебные и другие помещения исполнителя в часы, не предусмотренные расписанием учебных занятий в рамках основной образовательной деятельности.

Исполнитель оказывает образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором и уставом государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации.

1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

2. При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

3. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

(п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 815)

4. Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

5. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг.

6. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области образования и науки, и другие органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 815)