Организация питания в образовательной организации играет важную роль не только для развития, роста учащегося и сохранения его здоровья, но также и в успешном усвоении знаний школьником, качестве его образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Поэтому необходимо выстроить правильную систему питания в школе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом, нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.
Кроме того, данным Законом установлены права родителей в области организации питания обучающихся в образовательных учреждениях. Право осуществления родительского контроля за питанием обучающихся в образовательных учреждениях определено и в «Методических рекомендациях по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях», утвержденных совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012.
Родители являются законными представителями потребителей школьного питания, имеющими право на безопасную услугу (статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Поэтому важным фактором в обеспечении безопасности школьного питания является организация родительского контроля.
Право представителей родительского комитета на участие в организации и контроле школьного питания, должно быть закреплено в нормативных документах образовательного учреждения, например: положение о родительском комитете; положение об организации питания образовательного учреждения.
У школы должны быть документы, подтверждающие наличие в ней структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, столовой), договор на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельное помещение для приема пищи учениками (часть 1 статья 37 Закона об образовании).
Обязанности по организации общественного контроля за питанием должны быть возложенына специальную комиссию из числа представителей родительского комитета и педагогических работников. Состав комиссии утверждается в начале каждого учебного года директором образовательного учреждения. Также формируется план работы комиссии в части проведения различных проверок.
Что доступно для родительского контроля в школьной столовой?
- соответствие ежедневного меню (меню-раскладки) примерному меню по набору блюд, требованиям санитарных норм и правил по составу и выходу блюд, соответствие веса порций меню, вкусовым качествам предлагаемых блюд;
- отсутствие в меню запрещенных к реализации детских организациях продуктов;
- соблюдение культуры обслуживания обучающихся;
- санитарное состояние обеденного зала и пищеблока;
- общественная комиссия по контролю за организацией питания учащихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о работе по осуществлению контроля и выполнению данных ей поручений на совещании при директоре школы.
В рамках установленной компетенции представители родительского контроляимеют право:
1. Поинтересоваться:
- организационно-правовой формой школьной столовой, кто готовит блюда (доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока), есть ли санитарные книжки у работников пищеблока, наличием бракеражного журнала и его содержанием, наличием суточной пробы и ее хранением, кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки, всё ли оборудование пищеблока исправно, наличием санодежды у работников пищеблока, когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.
- как организовано руководство школьным питанием: наличие графика работы столовой, есть ли льготное питание школьников, кто получает бесплатное молоко, организация дежурства, роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания.
2. Изучить недельное или 10-дневное меню и выяснить: кто составляет меню, разнообразие блюд, стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность, где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.
3. Изучить фактическое меню и сравнить его с предлагаемым набором блюд.
4. После звонка на перемену понаблюдать в обеденном зале: как дети входят в зал, как рассаживаются за столы, как ведут себя за столом, какова культура приема пищи, кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал, кто и когда накрывает на
столы, кто сопровождает детей, и т.д.
5. Участвовать в бракераже готовых блюд, предлагаемых детям, и дать оценку их вкусовых качеств.
6. Проанализировать полученные факты и совместно с администрацией школы разработать план мероприятий по действиям администрации, родителей, работников пищеблока в деле улучшения питания детей.
7. Обеспечить контроль исполнения плана мероприятий.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54