Третий год подряд Международная Федерация потребительских организаций уделяет внимание цифровым технологиям. В 2019 году тематика Всемирного дня прав потребителей была посвящена праву потребителей на приобретение качественной и безопасной «умной электроники» под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
В рамках подготовки и проведения 15 марта Всемирного дня прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» проведен широкий спектр мероприятий по просвещению, информированию и консультированию населения по вопросам защиты их потребительских прав.
С целью информирования потребителей размещено 11 информаций о проведении горячих линий, посвященных Всемирному дню прав потребителей, на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», официальных сайтах Администраций Уссурийского городского округа, Кировского и Дальнереченского муниципальных районов, в средствах массовой информации (сетевое издание «Информационное агенство Ussurmedia (УссурМедиа)»,газеты«Вестник Приграничья»,«Компас инфо», «Народная весть», «Все обо всем», «Время перемен»,по телевидению и радиовещанию АУ «Телерадиоцентр «Телемикс». На местном телевидении «Панорама» пгт. Лучегорска проведен репортаж о Всемирном дне защиты прав потребителей под девизом в 2019 году «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Разработаны и размещенына официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» рекомендации для потребителей с разъяснениями основных правил покупки и возврата товаров, приобретенных через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, памятки для потребителей по основным вопросам приобретения электронных устройств (сотовый телефон, смартфон), которые вручены 1198 потребителям.
В период с 1 марта по 25 марта 2019 года проведены тематические уроки потребительской грамотности по заявленной тематике Всемирного дня прав потребителей для старшеклассников в 20 образовательных учреждениях, в которых приняли участие 1112 учащихся, в 23 организованных коллективах с охватом 749 человек, среди декретированных групп населения с охватом1089 человек.
Проведено тематическое консультирование 141 потребителя по вопросам защиты прав потребителей в соответствие с заявленной тематикой Всемирного дня прав потребителей, в том числе 74 - по телефонам «горячих линий», 29 - на личном приеме, 38-выездных. Выездные консультации проведены на площадке Администрации Славянского городского поселения для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, в пгт. Кировский для сотрудников ООО «Кировское молоко», для граждан на базе многофункционального центра г. Артема.
В рамках тематического консультирования проведено 11 горячих линий по темам: «Защита прав потребителей при покупке смарт-устройств»,«Права потребителей при покупке товаров дистанционным способом», «Сотовый телефон- покупка и ремонт», «Возврат товара, приобретенного через сеть Интернет», «Оплата услуг через смарт-устройства», «Актуальные вопросы о реализации смарт-устройств».
Опубликовано 5 статей в 5-ти печатных средствах массовой информации Приморского края: газеты «Вечерний Дальнегорск», «Выбор», «Спасск», «Время перемен», «Золотая долина» на темы «Права потребителей в цифровую эпоху», «Время перемен» на тему ««Умные товары»», «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Аналогичные статьи размещены на официальных сайтах Администрации Дальнереченского муниципального района, Центра медицинской профилактики г.Артема.
По вопросам тематики Всемирного дня прав потребителей с целью выявления информированности и уровня правовой грамотности населения Приморского края проведено анкетирование 244 потребителей на базе филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Дальнегорске», отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г.Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах, Арсеньевского отдела филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийске», Спасского отдела филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводске», филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводске», филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Находка».
В анкетировании приняло участие 37% мужчин, 63% женщин. Возрастной критерий в процентном соотношении составил: до 20 лет – 6%; от 20 до 35 лет- 35%; от 35 до 55 лет- 34%, старше 55 лет-25%. Результаты анкетирования показали, что считают себя потребителем 57% опрошенных, приобретают товары через Интернет-магазины -25%, не пользуются Интернет-магазинами-44%. Считают, что покупка товара или оплата услуг через Интернет удобнее и надежнее традиционного способа 27% опрошенных, пользуются смартфонами, игровыми приставками, смарт-часами – 61%, ничего не знают о цифровых продуктах и виртуальных помощниках, обладающих искусственным интеллектом - 16%. Возникали проблемы при использовании цифровых смарт-устройств у 8% опрощенных. Задумывались, что существует угроза «утечки» информации, в т.ч. персональных данных, при использовании различных цифровых (смарт) устройств 55% опрошенных, получают информацию о защите прав потребителей при приобретении различных товаров, в т.ч. цифровых продуктов через Интернет-45%, через ТВ, радио-28%, от знакомых –25% через иные средства информации – 2%.