Информационные материалы

Что необходимо знать о праздничных распродажах и скидках.

Скидки – это маркетинговый ход продавца для быстрой распродажи товара, но эти действия не должны ущемлять прав потребителя.

Что такое скидки?

Все многообразие применяемых скидок можно разбить на следующие группы:
1. Временные скидки. Предоставляются в определенный временной интервал (утро, ночь), в сезон (лето, зима) или в предпраздничные дни.
2. Сегментные скидки. Предоставляются определенному кругу лиц или социальной группе (домохозяйки, студенты, пенсионеры).
3. Вынужденные скидки. Продажа залежалого, немодного товара или распродажа в связи с окончанием сезона или срока годности товара.

Все отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В настоящем Законе отсутствуют положения, запрещающие возврат или обмен товара, купленного со скидкой.

Какие возможны случаи при приобретении товара?
При приобретении товара наиболее распространенными можно отметить следующие случаи:
1. приобретенный со скидкой товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
2. приобретенный товар оказался ненадлежащего качества.

В первом случае, в соответствии со статьей 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворениюв течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

ВАЖНО ЗНАТЬ. В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, обмену и возврату не подлежат следующие товары:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
-текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
- товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Таким образом, в случае, если приобретен товар, включенный в данный Перечень, но он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, продавец имеет полное право отказать потребителю в требовании обменять такой товар или вернуть за него деньги.

Что делать, если магазин отказывается удовлетворить требования по обмену товара или расторжению договора купли-продажи и возврату ранее уплаченной суммы?

В данном случае необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией с указанием требования. В случае необоснованного отказа продавца в удовлетворении требования, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Во втором случае приобретенный на распродаже товар имеет дефекты.

Здесь необходимо уточнить следующее:
- при продаже продавец уведомил надлежащим образом об имеющихся дефектах, ипотребителем было дано согласие на приобретение товара.
- дефекты были обнаружены только после покупки, и потребитель о них предупрежден не был.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

ВАЖНО ЗНАТЬ. Если продавец объявил распродажу товара, но надлежащим образом предупредил, что товар имеет недостатки. В таком случае, продавец вправе отказать потребителю в возврате или обмене товара.

Если товар оказался ненадлежащего качества, но потребитель об этом не был предупрежден, то в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

ВАЖНО ЗНАТЬ. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд: по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, по месту его жительства; по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора.

ВАЖНО ЗНАТЬ. На ряд непродовольственных товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров сезонного назначения (одежда, обувь, меховые изделия, спортивные товары).

Постановлением Администрации Приморского края от 03 мая 2011 года №119-па «Об определении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории Приморского края» установлены следующие сезонные сроки
•для товаров зимнего ассортимента - с 15 ноября;
•для товароввесеннего ассортимента - с 1марта;
•для товаров летнего ассортимента - с 1 июня;
•для товаров осеннего ассортимента - с 15 сентября.
Что это означает: например, если вы приобрели шубу на распродаже в августе, а недостатки в ней выявились только в январе, гарантийные сроки по товарам сезонного назначения, приобретенным вне сезона, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Какие выводы из выше сказанного можно сделать:
1. Если товар приобретен на распродаже, то на отношения потребителя с продавцом распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
2. Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то можно обменять этот товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки;
3. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то он вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара;
4. Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований потребителя в случае:
- если товар надлежащего качества не был в употреблении;
- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ;
- отсутствие у вас товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает вас возможности ссылаться на свидетельские показания;
5. Продавец вправе отказать потребителю в удовлетворении требований в случае:
- если товар входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату;
- если потребитель был надлежащим образом предупрежден об имеющихся в товаре недостатках.
6. В случае обнаружения в товаре недостатков, о которых потребитель не был предупрежден продавцом, то он вправе обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой указывается требование (см. ст. 18 Закона). Продавец должен провести проверку качества, а в случае необходимости – экспертизу товара. В случае несогласия с заключением экспертизы, потребитель вправе обжаловать данное заключение в судебном порядке.
7. На ряд товаров установлены сезонные сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков.

 

Уважаемые потребители! Приобретая на распродажах товары со скидкой, помните, что Ваши отношения с продавцом регулируются Законом «О защите прав потребителей», отстаивайте свои права!


В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.

 

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:276-38-93, 276-21-54

Вопросы и ответы

Контакты

Общество гигиенистов и санитарных врачей

Сведения об образовательной организации

Информационные ресурсы

Информационные материалы

ДВМРЦРБ (Межрегиональный центр радиационной безопасности)

Орган инспекции

Противодействие коррупции

О центре

Документы

Отделы

Филиалы Центра

Международная кооперация и экспорт

banner gig obuch

banner obrash

banner ekc

Baner zdor pit

banner issl covid

banner issl klesh

banner 100 rpn

banner zpp

banner fin

banner med knizhka

banner kons center

banner dezinfektsiya

banner vak

 

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения 

"Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае"
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Уткинская,36
Телефон/Факс: +7 (423) 240-21-85