По решению Всемирной организации здравоохранения, ежегодно каждое третье воскресенье мая проводится Всемирный День памяти, умерших от СПИДа. Впервые этот день был проведен в Сан-Франциско (США) в 1983 году, группой людей, лично затронутых проблемой СПИДа. Спустя 39 лет, прошедших с момента регистрации первых случаев заболевания, СПИД продолжает оставаться одной из главных причин преждевременной смертности в мире.
Не смотря на то, что до сих пор не найдено лекарство, способное излечить человека от ВИЧ-инфекции, с каждым годом появляется все больше эффективных антиретровирусных препаратов, в том числе инъекционных препаратов пролонгированного действия.
На протяжении последних трех лет спектр ключевых заболеваний приводящих к летальному исходу у людей, живущих с ВИЧ, значительно изменился. В начале эпидемии это были в основном молодые люди, умиравшие в отсутствие специфической терапии от пневмоцистной пневмонии, саркомы Капоши, церебрального токсоплазмоза и цитомегаловирусной инфекции. В настоящее время, с появлением антиретровирусной терапии (АРВТ) инфекция переместилась в более старшие возрастные группы, а с увеличением возраста людей, живущих с ВИЧ, более частыми причинами смертности стали сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Основной причиной смертности среди людей, живущих с ВИЧ, остается туберкулез. По оценочным данным около половины людей, живущих с ВИЧ и туберкулезом, не знают о своей ко-инфекции, поэтому не получают лечения. При этом своевременное начало АРВТ предотвращает иммунодефицит, на фоне которого развивается туберкулез, а химиопрофилактика туберкулеза уменьшает риск его развития, сокращает смертность при ВИЧ-инфекции.
В 2020 году мир столкнулся с новым глобальным вызовом – пандемией COVID-19, изменившей жизнь миллионов людей, заставившей систему здравоохранения работать на пределе возможностей, стремительно меняться, активнее использовать цифровые технологии и современное медицинское оборудование. При этом первостепенное значение приобрели знания и навыки, накопленные специалистами по борьбе с эпидемиями, организации жизни общества, по наработанным еще в прошлом веке правилам эпидемиологической безопасности.
Между распространением ВИЧ-инфекции и COVID-19 есть много общего и принципиально разного. Быстрый рост числа инфицированных, отсутствие вакцины для предупреждения заражения, отсутствие на начальном этапе лекарственных препаратов и специфической терапии, появление эффективной антиретровирусной терапии спустя десятилетие после появления первых больных ВИЧ-инфекцией (в 2001 году), рост преждевременной смертности, поражение уязвимых групп населения, и если для ВИЧ это группы с определенными поведенческими рисками, то для вируса SARS-Cov-2 это лица с преморбидным фоном: больные гипертонией, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, лица с метаболическим синдромом.
Стигма и дискриминация по отношению к людям, живущим с ВИЧ, имевшие выраженный характер в начале распространения ВИЧ-инфекции, также имеет место и разъединяет людей в период пандемии COVID-19. Основой этих явлений является страх заражения, незнание путей передачи и способов предупреждения заболевания.
По данным ВОЗ в настоящее время нет никаких доказательств того, что риск инфицирования или осложнения COVID-19 отличается у лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, которые клинически и иммунологически стабильны и получают антиретровирусное лечение, по сравнению с общей популяцией.
При этом рекомендация соблюдать социальную дистанцию актуальна и для людей, живущих с ВИЧ, особенно для тех из них, кто еще не принимает антиретровирусные препараты или пока не достиг хороших показателей иммунитета.
Актуальные вопросы, касающиеся ВИЧ-инфекции, включены в программы гигиенического обучения декретированного контингента во всех филиалах и отделах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».