Август - пора подготовки детей к школьному сезону. Какой ранец выбрать ребенку, как правильно выбрать школьную форму, на что обращать внимание? Эти и многие другие вопросы наиболее актуальны для родителей при сборах детей в школу.
Требования к безопасности, предъявляемые к школьной форме, к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, регламентируются следующими документами:
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об
установлении требований к одежде обучающихся";
- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
Выбор ранца или портфеля
К выбору ранца или портфеля родители должны подойти ответственно. Формирование и сохранение красивой фигуры, а также правильной осанки тела детей, является основополагающим моментом. При покупке ранца необходимо соблюдать основные критерии выбора:
— широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками;
— жёсткая недеформируемая спинка или ортопедическая спинка помогает формированию правильной осанки. Спинка должна быть жесткой, но иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок - 4-5 см. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер.
— наличие светоотражающих элементов. В дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета - желтый и оранжевый.
— маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес пустого ранца не должен превышать 700 г в начальных классах и 1кг — в средних и старших классах.
С целью профилактики нарушений осанки, приучайте ребенка правильно носить ранец (на спине на обоих плечах). Ношение ранца на одном плече может нанести серьёзный вред позвоночнику.
Выбор одежды для школьника
При выборе школьной формы обратите внимание на то, что она должна быть удобной, по размеру и желательно натуральной. Лучше всего, чтобы в составе ткани было не больше 50% синтетики, а подкладка обязательно должна быть натуральной или вискозной. Хлопок и лен идеально подойдут для теплого времени года, шерсть и кашемир – для зимы. Синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.
Общими для любой детской одежды являются следующие требования: легкость, мягкость, удобный покрой, исключающий сдавливание поверхности тела, отсутствие вредного воздействия на организм детей. Тесная и тяжелая одежда, сдавливая кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, приводит к ухудшению питания соответствующих органов и тканей. Неблагоприятное воздействие на кровообращение оказывает использование в области конечностей тесных манжет и резинок. Длительное ношение такой одежды может привести к нарушению роста и развития организма. Легкость одежды, удобство ее покроя, соответствие возрасту и размерам ребенка должны обеспечивать ему свободу движений, не препятствуя высокой естественной подвижности, столь необходимой для нормального физического развития.
Перед покупкой внимательно изучите маркировку одежды. Она должна содержать данные производителя, состав ткани, размер, рекомендации по уходу. Производитель формы должен быть достаточно известным на рынке, а его товар иметь соответствующие сертификаты качества. Не стоит покупать форму, на ярлычке у которой указано, что ее нельзя стирать, а необходима только химчистка. Школьная форма покупается ребенку, именно он будет носить ее каждый день, поэтому его участие в процессе примерки и покупке обязательно. Почему? Во-первых, одежда должна ему нравиться: фасон, комбинация материалов, цвет. Во-вторых, форму нужно примерить, чтобы понять, удобно ли в ней школьнику. Помните, что ребенок в форме будет большую часть времени сидеть за партой, а не стоять, как это происходит в примерочной, поэтому попросите его присесть, расставить руки, согнуть их в локтях. Не покупайте слишком узкие, приталенные вещи, либо следите, чтобы в составе ткани было достаточно эластана, а фасон не сковывал движений. Также при покупке формы необходимо учитывать, что ребенок в течение года будет расти, поэтому не берите модель «впритык».
Выбор канцелярских товаров
Главные критерии при выборе канцелярских товаров – не их яркость и красота (они часто отвлекают детей), а соответствие всем стандартам, отсутствие неприятного запаха. Ручка должна удобно ложиться в ручку ребенка, иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифленую поверхность. Паста не должна пачкать бумагу. В младших классах рекомендованы шариковые ручки.
Организация рабочего места ученика дома
Для профилактики нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения следует выполнить ряд рекомендаций по организации рабочего места дома:
- стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если ребёнок левша, то свет должен падать справа);
- обязательным условием является наличие естественного дневного освещения. При недостаточном естественном освещении следует дополнительно устанавливать местные светильники. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур;
- рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса;
- стол должен подходить по всем критериям: пространство под столом: ширина от 50 см, глубина — от 45 см; пространство рабочей поверхности: ширина — 125-160 см, глубина — от 60-70 см; в пространство между грудью школьника и краем стола должна помещаться ладонь; край стола должен располагаться на уровне детской груди;
- стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника.
- оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Стул должен иметь невысокую спинку.
- ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Организация режима дня школьника
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 9,5-10 часов,6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы прогулок для школьников: детям младшего возраста: 3–3,5 часа для прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности на свежем воздухе; старшеклассникам: 2,5 часа.
При организации питания школьника необходимо учитывать: промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часа; рекомендуется 4–5-разовое питание; рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54