Для удовлетворения спроса населения в разнообразном ассортименте плодоовощных продуктов в течение всего года постоянно увеличивается объем производства и реализации замороженной продукции. Быстрое замораживание является лучшим способом консервирования скоропортящихся пищевых продуктов и имеет важное экономическое и социальное значение.
Развитие этого направления позволяет максимально сохранить качество и пищевую ценность замороженных продуктов при длительном хранении; снизить их потери; расширить ассортимент и создать запасы продуктов для равномерного снабжения населения и промышленности в течение года, а также сократить затраты времени на приготовление пищи из замороженных продуктов и полуфабрикатов в общественном питании и домашних условиях. В настоящее время замороженные растительные продукты производят более 350 компаний мира, из которых ведущее место занимают США, Венгрия, Польша, Голландия, Франция и Италия, где потребление данной продукции на душу населения составляет 40 - 60 кг в год. В России ассортимент быстрозамороженной плодоовощной продукции насчитывает около 500 наименований, в том числе в него входят замороженные плодоовощные монокультуры и многокомпонентные полуфабрикаты.
Качество и безопасность плодоовощной продукции, в том числе замороженной, регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», нормативной и технической документацией на каждый вид продукции (ГОСТы, ТУ, стандарты организаций).
Также требования к приему, хранению и реализации такой продукции изложены в санитарных правилах СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, согласно которых:
- в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека;
- пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целости таре и упаковке.
- при хранении пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения;
- сроки годности и условия хранения продукции определяются производителем;
- замороженная плодоовощная продукция хранится в соответствии с информацией, указанной производителем на упаковке.
Успешное сохранение пищевой ценности замороженных плодов и овощей с помощью низких температур возможно только при условии поддержания низкотемпературного режима.
Возникновение даже кратковременного повышения температуры продукта на любом этапе товародвижения приводит к существенному снижению качества в результате активизации физико-химических, микробиологических и биохимических процессов. Последующие понижения температуры продукции может только замаскировать эффект отрицательных изменений качества, но не может их полностью или частично нивелировать. Поэтому соблюдение температурных режимов является обязательным условием сохранения товарного качества, пищевой ценности и безопасности продукции.
Длительность хранения замороженных растительных продуктов зависит от температуры воздуха, которая может быть обеспечена в холодильных камерах. Низкотемпературное длительное хранение замороженной овощной продукции осуществляется в основном при температуре - не выше -18 °С и относительной влажности воздуха до 95 %. Размораживание и повторное замораживание такой продукции не допускается.
Быстрозамороженные плоды и овощи, смеси и наборы по органолептическим показателям должны соответствовать следующим требованиям: внешний вид - овощи и плоды в замороженном состоянии должны быть целые или нарезанные, зрелые, чистые, без повреждений вредителями, допускаются смерзшиеся плоды и овощи, цвет - близкий к натуральному цвету свежих плодов и овощей, вкус и запах в размороженном состоянии свойственный данному виду плодов и овощей, консистенция размягченная, близкая к консистенции свежих плодов и овощей.
Покупателям при покупке плодоовощной продукции следует обращать внимание на следующее: плодоовощная продукция, находящаяся в реализации, должна сопровождаться информацией об условиях хранения и сроке годности. В случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листах-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Требования к маркировке плодоовощной продукции регламентируются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», согласно которого маркировка должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течении всего срока годности при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Маркировка должна быть нанесена на русском языке и содержать следующие сведения: наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, товарного знака (при наличии у предприятия), состава (для смесей и наборов из быстрозамороженных овощей), наименования продукции, обозначения стандарта, массы нетто, даты и смены выработки, сведений о пищевой и энергетической ценности, условий хранения и срока годности продукта, указаний по применению (для смесей и наборов), сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее ГМО), единый знак обращения продукции на рынке государств – членов таможенного союза.