Август - пора подготовки детей к школьному сезону. Какой ранец выбрать ребенку, как правильно выбрать школьную форму, как организовать рабочее место и питание школьника, на что обращать внимание? Эти и другие вопросы наиболее актуальны для родителей при сборах детей в школу
Требования к безопасности, предъявляемые к школьной форме, к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков регламентируются следующими документами:
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»;
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).
Требования к организации рабочего места и питания школьника регламентируются санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020, СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 32 от 27.10.2020.
Выбор ранца или портфеля
К выбору ранца или портфеля родители должны подойти ответственно. Формирование и сохранение красивой фигуры, а также правильной осанки тела детей, является основополагающим моментом. При покупке ранца необходимо соблюдать основные критерии выбора:
— широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками;
— ранцы ученические для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой (п.7, ст.6 ТР ТС 007/2011). Жёсткая недеформируемая спинка или ортопедическая спинка помогает формированию правильной осанки. Спинка должна быть жесткой, но иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок - 4-5 см. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер.
— наличие светоотражающих элементов (детали и (или) фурнитура со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане, которые изготовлены из материалов контрастных цветов (п.7, ст.6 ТР ТС 007/2011). Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета - желтый и оранжевый.
- маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу. Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя (п.10, ст.9 ТР ТС 007/2011). Вес пустого ранца не должен превышать 700 г в начальных классах и 1кг — в средних и старших классах.
С целью профилактики нарушений осанки, приучайте ребенка правильно носить ранец (на спине на обоих плечах). Ношение ранца на одном плече может нанести серьёзный вред позвоночнику.
Выбор одежды для школьника
При выборе школьной формы обратите внимание на то, что она должна быть удобной, по размеру и желательно натуральной. Лучше всего, чтобы в составе ткани было не больше 50% синтетики, а подкладка обязательно должна быть натуральной или вискозной. Хлопок и лен идеально подойдут для теплого времени года, шерсть и кашемир – для зимы. Синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.
Общими для любой детской одежды являются следующие требования: легкость, мягкость, удобный покрой, исключающий сдавливание поверхности тела, отсутствие вредного воздействия на организм детей., наличие конструктивных элементов для обеспечения воздухообмена (п.3, ст.5 ТР ТС 007/2011). Тесная и тяжелая одежда, сдавливая кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, приводит к ухудшению питания соответствующих органов и тканей. Неблагоприятное воздействие на кровообращение оказывает использование в области конечностей тесных манжет и резинок. Длительное ношение такой одежды может привести к нарушению роста и развития организма. Легкость одежды, удобство ее покроя, соответствие возрасту и размерам ребенка должны обеспечивать ему свободу движений, не препятствуя высокой естественной подвижности, столь необходимой для нормального физического развития.
Перед покупкой внимательно изучите маркировку одежды. Маркировка должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (п.1, ст. 9 ТР ТС 007/2011). Маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии) (п.2, ст.9 ТР ТС 007/2011). В дополнение к обязательным требованиям должна быть информация с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции, символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости) (п.8, ст.9 ТР ТС 007/2011). Не стоит покупать форму, на ярлычке у которой указано, что ее нельзя стирать, а необходима только химчистка. Школьная форма покупается ребенку, именно он будет носить ее каждый день, поэтому его участие в процессе примерки и покупке обязательно. Почему? Во-первых, одежда должна ему нравиться: фасон, комбинация материалов, цвет. Во-вторых, форму нужно примерить, чтобы понять, удобно ли в ней школьнику. Помните, что ребенок в форме будет большую часть времени сидеть за партой, а не стоять, как это происходит в примерочной, поэтому попросите его присесть, расставить руки, согнуть их в локтях. Не покупайте слишком узкие, приталенные вещи, либо следите, чтобы в составе ткани было достаточно эластана, а фасон не сковывал движений. Также при покупке формы необходимо учитывать, что ребенок в течение года будет расти, поэтому не берите модель «впритык».
Выбор канцелярских товаров
Главные критерии при выборе канцелярских товаров – не их яркость и красота (они часто отвлекают детей), а соответствие всем стандартам, отсутствие неприятного запаха. Ручка должна удобно ложиться в ручку ребенка, иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифленую поверхность. Паста не должна пачкать бумагу. В младших классах рекомендованы шариковые ручки.
Организация рабочего места ученика дома
Для профилактики нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения следует выполнить ряд рекомендаций по организации рабочего места дома:
- стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если ребёнок левша, то свет должен падать справа) (п.3.4.12 СП 2.4.3648-20). Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур (п. 3.5.15 СП 2.4.3648-20).
- рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса;
- оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. В пространство между грудью школьника и краем стола должна помещаться ладонь; край стола должен располагаться на уровне детской груди;
- стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника с использованием компьютера, ноутбука, планшета и иных электронных средств обучения (ЭСО) поскольку проведение занятий с применением персональных ЭСО является неотъемлемой частью учебного процесса.
Компьютеры, ноутбуки, планшеты и иные электронные средства обучения должны иметь документ об оценке (подтверждения) соответствия и использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации или техническим паспортом. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука не менее 39,6 см., планшета- 26,6см. (п.2.4.5. СП 2.4.3648-20).
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, не должна превышать для обучающихся в 1-2 классах – 20 мин., для обучающихся в 3-4 классах – 25 мин., для обучающихся в 5-9 классах – 30 мин., для обучающихся в 10-11 классах – 35мин. (п.2.10.2 СП 2.4.3648-20).
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Организация режима дня школьника
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:
• ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна;
• ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов);
• сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение;
• кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Двигательная активность.
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье и обучают жизненным ситуациям.
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто. Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов. Завтрак дома 7.30 – 8.00, горячий завтрак в школе 11.00 – 11.30, обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00 – 14.30, полдник 16.30 – 17.00, ужин 19.00 – 19.30 (рекомендации Роспотребнадзора от 02.03.2021). Распределение в процентном соотношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи должно составлять: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 15%, обед - 40%, полдник - 10%, ужин - 15%(п.8.1.2., СанПиН 2.3./2.4.3590-20).
Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, потому что в это время он наиболее активно работает. Завтрак должен быть плотным и обязательно должен включать горячее блюдо – крупяное, творожное, яичное или мясное. В качестве питья лучше всего предложить какао – наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность какао сопоставима с калорийностью сыра), можно использовать и чай.
Во время обеда человек съедает большую часть суточной нормы пищи. Обед предполагает наличие трех или четырех блюд, обязательно включает в себя горячее первое блюдо – суп.
Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочный напиток и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.)
На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные продукты, так как богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Предпочтительны на ужин разнообразные запеканки (особенно творожные), сырники, ленивые вареники.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54