Одной из форм консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей является проведение тематических «горячих линий». В 2021 году консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» проведено 145 тематических «горячих линий» (2020 -120), из них 16 - в рамках проведения Всероссийских тематических «горячих линий».
С целью информирования населения Приморского края о проведении тематических «горячих линий» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» размещено 269 анонсов (2020 -266), в том числе на официальном сайте учреждения - 16, на официальных сайтах администраций муниципальных образований – 130 (2020 – 97), в средствах массовой информации –112 (2020 – 143), в сети Интернет - 11 (2020 – 7). Наиболее активно использовались официальные сайты Администраций городского округа Спасск-Дальний, Лесозаводского, Находкинского городских округов, Партизанского, Спасского, Хорольского, Дальнереченского, Кировского, Красноармейского муниципальных районов, Черниговского сельского поселения. Из средств массой информации – газеты «Компас-инфо», «Время перемен», «Народная весть», «Бизнес АРС», «Вестник Приграничья», «Заря», «Народная весть», «Вперед», «Коммунар», «Золотая долина», «Синегорье», «Телерадиоцентр «Телемикс», сетевое издание «Информационное агенство Ussurmedia (УссурМедиа)».
В рамках проведения тематических «горячих линий» специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов оказано 1517 консультаций (2020 – 1236), из них 98% по телефону. Наибольшее число консультаций оказано по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции (587), клещевого энцефалита (153), организации детского отдыха (53), питания в школах (40), оказания услуг такси и каршеринга (48), качества и безопасности школьных принадлежностей (38), плодоовощной продукции (31).
В ходе проведения тематических «горячих линий» организовано и проведено 220 мероприятий, направленных на просвещение потребителей в области защиты их прав, в том числе:
- в форме круглых столов - 36 с охватом 1922 человека по вопросам профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, клещевого энцефалита, качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции;
- в форме лекций – 93 с охватом 1623 человека по вопросам профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, клещевого энцефалита, организации детского отдыха, питания в школах, качества и безопасности молочной и хлебобулочной продукции;
- в форме информирования потребителей при проведении гигиенического обучения работников различных сфер деятельности с охватом 5326 человек по вопросам организации детского отдыха, питания в школах, качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, молочной, рыбной, мясной, хлебобулочной, плодоовощной и парфюмерно-косметической продукции, выбора новогодних подарков, предоставления туристических услуг и услуг такси и каршеринга;
- опубликовано 19 статей в средствах массовой информации по вопросам профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, клещевого энцефалита, качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, хлебобулочной, плодоовощной, молочной и парфюмерно-косметической продукции, организации детского отдыха, питания в школах, выбора новогодних подарков, предоставления туристических услуг и услуг такси и каршеринга;
- размещено 9 информаций на официальных сайтах администраций муниципальных образований по вопросам качества и безопасности детских товаров, плодоовощной, молочной и парфюмерно-косметической продукции, организации питания в школах, выбора новогодних подарков;
- размещено 15 статей в сети Интернет по вопросам профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, клещевого энцефалита, качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции, детских товаров и школьных принадлежностей, хлебобулочной, плодоовощной, рыбной и мясной продукции, выбора новогодних подарков, предоставления туристических услуг и услуг такси и каршеринга;
- размещено 46 информаций на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Особое внимание было уделено вопросам профилактики гриппа и острых вирусных инфекций (13), новой коронавирусной инфекции (16). Также под рубрикой «Полезная информация» были доведены до потребителей новые нормативно- правовые акты в сфере защиты прав потребителей туристских услуг, изменения в законодательстве с целью борьбы с навязыванием дополнительных услуг, оказания платных образовательных и медицинских услуг;
- распространено 6866 памяток по актуальным вопросам тематических «горячих линий».
Значительный объем мероприятий по консультированию потребителей проведен в рамках тематической «горячей линии», посвященной Всемирному дню прав потребителей.
С целью информирования потребителей размещено 26 информаций о проведении горячей линии, посвященной Всемирному дню прав потребителей, в том числе на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», официальных сайтах администраций 12 муниципальных образований, в 12 газетных изданиях.
Проведены тематические уроки потребительской грамотности по заявленной тематике Всемирного дня прав потребителей в 12 образовательных учреждениях, в которых приняли участие 324 учащихся, в 14 организованных коллективах с охватом 180 человек, среди декретированных групп населения с охватом 627 человек.
В рамках тематического консультирования проведено 8 «горячих линий» по темам: «Всемирный день защиты прав потребителей 2021 года», «Обращение с твердыми коммунальными отходами», «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами», «Права потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества». Разработаны памятки по темам «О некоторых вопросах оказания услуги почтовой связи», «Посылка не дошла до адресата или повреждена», «Как купить молочные продукты без заменителя молочного жира», «Памятка потребителю при покупке одежды», «Памятка потребителю при покупке обуви», «Особенности продажи жидкого моторного топлива на автозаправочных станциях», которые вручены 375 потребителям.
Оказано 395 консультаций по вопросам защиты прав потребителей, в том числе 295 - по телефонам «горячих линий», 44 - на личном приеме, 56 – выездных. Выездные консультации потребителей проведены в торгово-развлекательных центрах «Черемушки (г.Владивосток»), «Москва» (г.Уссурийск), в помещении Главпочтампта г.Владивостока, в ходе которых распространено 380 памяток. Наиболее востребованными были памятки по вопросам приобретения смартфонов, сотовых телефонов, мебели, обуви, одежды, приобретения товаров дистанционным способом, действиям при покупке некачественных продовольственных товаров, оказания услуг связи, в том числе почтовой и мобильной связи, куда обратиться и как вернуть деньги в случае если посылка не дошла до адресата или повреждена. Также в ходе выездных консультаций распространено 64 буклета из серии «Хочу.Могу.Знаю» по темам «Выбор условий кредитования», «Банки, вклады, кредиты».
По вопросам тематики Всемирного дня прав потребителей с целью выявления уровня информированности опрошенных по актуальным вопросам использования и утилизации пластиковых материалов проведено анкетирование 626 потребителей. Результаты анкетирования показали, что не сортируют мусор 82% опрошенных, не видят смысла в сортировке мусора, так как отсутствует работающая система раздельного сбора - 68%. Для покупки товаров в магазине используют пластиковые пакеты 58% опрошенных, тканевые мешки - 14%, плетенные авоськи -7%, приобретают многоразовые сумки на кассе - 21 %. Готовы отказаться от пластиковой тары и упаковки 67% опрошенных если в магазинах и предприятиях общественного питания появится удобная система для использования многоразовых альтернатив, 21% - в случае государственного запрета на пластик, 3% - если супермаркеты и предприятия общественного питания сделают скидку на покупку продуктов питания в свою тару.