В 2021 году Консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» оказано 3000 консультаций по вопросам продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в различных секторах потребительского рынка (2020 – 5523). Из них на личном приеме оказано 558 консультаций, по телефону - 2442.
В общем объеме оказанных консультаций на долю Консультационного центра приходится 68%, на долю консультационных пунктов - 32%.
В структуре обращений потребителей, поступивших в течение 2021 года, наиболее актуальными для потребителей явились такие сегменты потребительского рынка как продажа технически сложных товаров – 7,8%, мобильных телефонов – 6,8%, продовольственных товаров – 5,4%, товаров дистанционным способом – 4,7%, непродовольственных товаров, в том числе одежды – 6,2%, обуви - 5%, мебели – 4,9%, строительных материалов – 3%, пластиковых окон - 2,8%.
В структуре услуг наибольшее число обращений приходится на обращения в сфере оказания услуг ЖКХ – 7,9%, бытовых услуг – 4,4%, финансовых услуг – 4%, транспортных услуг – 3,6%, услуг общественного питания – 3,6%, медицинских услуг – 3,3%.
По сравнению с 2020 годом отмечается рост обращений потребителей:
- по вопросам продажи строительных материалов (в 2,5 раза), товаров дистанционным способом (в 2 раза), дверей (в 2 раза), обуви (в 1,6 раза), изделий из драгоценных металлов (в 1,5 раза), лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (в 1,5 раза), мебели (на 1%), игрушек (на 0,5%);
- по вопросам оказания услуг общественного питания (в 3 раза), образовательных услуг (в 2,7 раза), финансовых услуг (на 1,4%), услуг связи (на 0,7%), бытовых услуг (на 0,5%).
Вместе с тем значительно сократилось число обращений граждан по вопросам оказания туристских услуг (в 2 раза), продажи пластиковых окон (в 1,7 раза), технически сложных товаров (на 4%), мобильных телефонов (на 3,3%).
По обращениям граждан на безвозмездной основе составлено 595 проектов документов (2020- 618), в том числе 520 претензий (2020 – 473), 75 проектов исковых заявлений (2020-145). Наибольшее число претензий составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных бытовых услуг (4,2%), услуг в сфере ЖКХ (4%), финансовых услуг (2,7%), продажу товаров ненадлежащего качества – технически сложных товаров (25,4%), мобильных телефонов (17%), обуви (5,8%), пластиковых окон (4,6%), одежды (4,2%), мебели (3,5%), продажу товаров дистанционным способом (3,3%).
Наибольшее число проектов исковых заявлений составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных медицинских услуг (2,7%), продажу товаров ненадлежащего качества – технически сложных товаров (36%), мобильных телефонов (10,7%), мебели (5,3%), обуви (4%), пластиковых окон (2,7%).
Одной из форм консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей является проведение тематических «горячих линий». В рамках проведения тематических «горячих линий» специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов оказано 1517 консультаций (2020 – 1236), из них 98% по телефону. Наибольшее число консультаций оказано по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции (587), клещевого энцефалита (153), организации детского отдыха (53), питания в школах (40), оказания услуг такси и каршеринга (48), качества и безопасности школьных принадлежностей (38), плодоовощной продукции (31).
В ходе проведения тематических «горячих линий» организовано и проведено 220 мероприятий, направленных на просвещение потребителей в области защиты их прав, в том числе: в форме круглых столов – 36 с охватом 1922 человека, в форме лекций – 93 с охватом 1623 человека, в форме информирования потребителей при проведении гигиенического обучения работников различных сфер деятельности с охватом 5326 человек, опубликовано 19 статей в средствах массовой информации, размещено 9 информаций на официальных сайтах администраций муниципальных образований, 15 статей в сети Интернет, 46 информаций на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», распространено 6866 памяток по актуальным вопросам тематических «горячих линий».