Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям упростить доступ к своим услугам.
Так, банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы (устройства самообслуживания, средства платежей) делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный банк, интернет-банк (программные продукты) позволяют пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Электронные деньги - это своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как отличить финансовых мошенников
Мошенники в основном звонят на мобильный телефон и представляются сотрудником службы безопасности, службы поддержки клиентов или другого отдела Центрального банка, коммерческого банка, платежной организации или оператора платежной системы.
Такие лица пытаются оказать психологическое давление с использованием социального инжиниринга, заявляя о том, что мобильное приложение клиента взломано, предпринимаются попытки незаконного снятия денег и т. д.
Мошенники предложат помочь, запросив одноразовый СМС-код, отправленный на телефон.
Чтобы не попасть в ловушку мошенников, необходимо помнить общие приметы:
- звонки или SMS-сообщения поступают с неизвестных, скрытых и незнакомых номеров;
- побуждение к немедленному решению, попытка запутать с выражениями «быстрее», «сейчас», «я объясню позже», «мне нужно быстрее»;
- лица могут вести себя очень уверенно и оказывать давление или, наоборот, мягко и с помощью различных других методов убеждать в своей правоте;
- не отвечают на прямо поставленные вопросы;
- запрашивают паспортные данные, номер карты с указанием срока ее действия, отправленный проверочный код или другую личную информацию (для перевода средств на карту достаточно знать только ее номер).
Отправка различных интригующих сообщений типа «Вы выиграли конкурс», предложение призов, выгодных тарифов, подарков, просьба «доплатить» за них, «внести залог» или перевести деньги другими способами — это один из признаков мошенничества, применяемого по телефону.
Как себя вести с мошенниками
Если звонит неизвестный, необходимо:
- сохранять спокойствие;
- не давать личную информацию;
- никогда и никому не сообщать коды, полученные СМС сообщениями.
Если звонящий требует следовать инструкциям, надо попросить время на обдумывание. Состояние карты и данные об остатке можно проверить в персональном кабинете через сайт или мобильное приложения.
Если в ответ услышите, что решение должно быть принято сию минуту, сообщите, что обратитесь в обслуживающий банк для выяснения ситуации.
Если звонящий представляется сотрудником какой-либо организации, необходимо уточнить телефонный номер отдела по работе с обращениями граждан и проверить актуальность этих номеров на сайте организации.
Если Вас назвали победителем розыгрыша, проверьте данные об этой акции в интернете. Не переводите деньги незнакомым лицам.
Куда обратиться после звонка мошенников
Если Вы подозреваете случаи мошенничества, немедленно свяжитесь с обслуживающим Вас банком по телефону или в письменной форме. Отправьте подробную информацию о том, с какого номера поступил звонок, кем себя представляет заявитель и какую информацию он запрашивает.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54