День без покупок (англ. Buy Nothing Day) — международный день протеста против культуры потребительства придумали в противовес «Черной пятницы», когда покупатели полностью опустошают полки реальных и интернет магазинов в своем стремлении обзавестись массой зачастую ненужных вещей.
Поэтому в этот день звучат разумные призывы: «Покупай меньше, выбирай лучше», «Мы можем прилично сэкономить в чёрную пятницу, просто не покупая ничего».Идея «Дня без покупок» появилась в 1992 году, её автор — канадский рекламист Тед Дейв. Главным инициатором кампании является международная сеть Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы), объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов, предпринимателей.
Впервые «День без покупок» отмечался в Канаде в сентябре 1992 г. С 1997 г. в Северной Америке его отмечают в «Чёрную пятницу», а в Европе — в субботу, следующую за этим днем.
В 2001 году при поддержке сайта Adbusters эта акция приобрела всемирный масштаб, День отказа от покупок помимо Мексики, Канады и США прошел еще в 55 странах. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще 10 государств.
От рекламы чёрнопятничных акций не спрятаться, они в интернете, СМИ, мобильных приложениях, на общественном транспорте. Несколько недель нас готовят к этому, убеждая, что магазины идут на жертвы ради покупателей. Ответной реакцией на такой агрессивный маркетинг является покупка всего малополезного по сомнительным скидкам. За эти дни магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки, а в массовых давках в самых крупных торговых центрах даже гибнут люди.
Акция «День без покупок» проводится в знак протеста против сверхпотребления в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире. В этот день проводятся театрализованные шествия, представления, транслируются антирекламные ролики, публикуются антирекламные объявления, в которых вещают о том, что средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии.
День отказа от покупок призван заставить людей задуматься и немного «умерить» свой покупательский пыл. Как много людей, способных потратить все свои деньги на одежду, косметику, предметы быта, аксессуары, при том что дома у них шкафы и полки обычно забиты аналогичными товарами.
Основной целью «Дня без покупок» является желание показать людям на прекрасный мир вокруг нас, в котором огромное количество ценного и интересного. Донести до каждого, что жизнь нам даётся вовсе не для того, чтобы бегать по магазинам и скупать кучу товаров.
Ежегодно во время «Черной пятницы» покупатели, поддавшись ажиотажу, скупают товары, которые, возможно, никогда или почти не будут использовать. Часто скидки на распродажах – это просто обман. За какое-то время до распродажи цены искусственно повышаются, чтобы потом демонстративно их обрушить.
Осознанное потребление — удовлетворять свои истинные потребности, обращать внимание при покупке на составы, задумываться о том, какой урон тот или иной продукт наносит планете, вашему здоровью и работникам производств, а также как это можно компенсировать. Чем больше человек обращает внимание на свои истинные потребности, тем более осознанным становится его потребление.
Чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция. Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок.
Условия участия в Акции «День без покупок» просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений.
Один из лозунгов Дня без покупок гласит: «Покупай меньше, живи больше!» А уж как его расшифровывать – оставляем на ваше усмотрение.