В 2023 году Консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» оказано 5394 консультации по вопросам продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в различных секторах потребительского рынка (2022 – 4422). Из них на личном приеме оказано 1109 консультаций, по телефону - 4285.
В общем объеме оказанных консультаций на долю Консультационного центра приходится 64%, на долю консультационных пунктов - 36%.
В структуре обращений потребителей, поступивших в течение 2023 года, наиболее актуальными для потребителей явились такие сегменты потребительского рынка как продажа технически сложных товаров (18,4%), мобильных телефонов (7,4%), продовольственных товаров (5,5%), товаров, приобретенных дистанционным способом (4,4%).
В структуре услуг наибольшее число обращений приходится на обращения в сфере оказания услуг ЖКХ (6,6%), бытовых (3,4%), медицинских (3,3%) и финансовых услуг (3,1%),
По сравнению с 2022 годом отмечается рост обращений потребителей по вопросам продажи технически-сложных товаров (на 7,2%), парфюмерно-косметических товаров (на 0,2%), долевого строительства жилья (на 0,2%).
Незначительно сократилось число обращений граждан от 0,1% до 2% по вопросам продажи сотовых телефонов, обуви, одежды, изделий из драгоценных металлов, строительных материалов, мебели, дверей, пластиковых окон, лекарственных препаратов, игрушек, товаров, приобретенным дистанционным способом.
Также отмечается незначительное сокращение числа обращений граждан от 0,7% до 1,8% по вопросам оказания услуг связи, туристских, финансовых, бытовых, медицинских и транспортных услуг. На уровне 2022 года остаются обращения потребителей по вопросам оказания образовательных услуг (0,7%).
По обращениям граждан на безвозмездной основе составлено 684 проекта документов (2022- 602), в том числе 544 проекта претензий (2021 – 488), 140 проектов исковых заявлений (2022-114).
Наибольшее число претензий составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных услуг в сфере ЖКХ (10%), бытовых (7,8%), медицинских (3,3%) и финансовых услуг (2,9%), продажу товаров ненадлежащего качества – технически сложных товаров (26,2%), мобильных телефонов (14%), одежды (4,2%), обуви (4%), товаров, приобретенных дистанционным способом (4,4%).
Наибольшее число проектов исковых заявлений составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных услуг ЖКХ (7,8%), бытовых (5%), медицинских (5,7%), туристских (3,6%) и транспортных услуг (3,6%), продажу товаров ненадлежащего качества – технически сложных товаров (30,7%), мебели (7,8%), сотовых телефонов (4,3%), товаров, приобретенных дистанционным способом (3,6%).
По претензиям потребителей в досудебном порядке урегулированы в полном объеме имущественные споры с хозяйствующими субъектами в 46% случаев по вопросам неудовлетворительного качества оказанных услуг ЖКХ, медицинских, образовательных и транспортных услуг, продажи товаров ненадлежащего качества, в том числе продовольственных товаров, технически-сложных товаров, сотовых телефонов, одежды, изделий из драгоценных металлов, строительных материалов, мебели, авто-товаров.
По исковым заявлениям, направленным в суды, удовлетворены полностью требования потребителей в 49% случаев по вопросам неудовлетворительного качества оказанных услуг ЖКХ, связи, туристских, финансовых, медицинских и транспортных услуг, продажи товаров ненадлежащего качества, в том числе технически-сложных товаров, сотовых телефонов, обуви, одежды, авто-товаров, мебели, товаров дистанционным способом. Общая сумма присужденных в пользу потребителей денежных средств составила 1 233 392,89 рублей.
Причинами разрешения споров в суде в сфере розничной торговли послужили отказы продавцов выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за товары как надлежащего, так и не надлежащего качества в установленные законодательством сроки, в сфере оказания услуг - за некачественно выполненную работу либо неисполнение работ (услуг) в полном объеме или с нарушением срока, а также невыполнением требований потребителей о возврате денежных средств в связи с расторжением договора.
Одной из форм консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей является проведение тематических «горячих линий». В рамках проведения тематических «горячих линий» специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов оказано 1767 консультаций (2022-1314). Наибольшее число консультаций оказано по вопросам профилактики клещевого энцефалита (30,4%), гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции (18,3%), вакцинопрофилактики (14,8%), организации детского отдыха (5%), качества и безопасности плодоовощной продукции (4,1%), детских товаров и школьных принадлежностей (3%).
В ходе проведения тематических «горячих линий» организовано и проведено 163 мероприятия, направленные на просвещение потребителей в области защиты их прав, в том числе: в форме семинаров - 5 с охватом 337 человек, в форме лекций – 37 с охватом 1115 человек, в форме информирования потребителей при проведении гигиенического обучения работников различных сфер деятельности с охватом 4431 человека, в форме обучения сотрудников пришкольных и загородных лагерей – 17 с охватом 397 человек, опубликовано 26 статей в средствах массовой информации, размещено 18 информаций на официальных сайтах Администраций муниципальных образований, 50 информаций на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», 8 статей в сети Интернет, распространены 8864 листовки по актуальным вопросам тематических «горячих линий».