Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей школьного возраста занимают одно из первых мест в иерархии болезней школьников. Число детей с различными нарушениями осанки, деформацией позвоночника в разы увеличивается в ходе обучения в школе.
В возрасте от 7 и до 17 лет формируется основа костной массы, поэтому важно вовремя обращаться к специалистам и заниматься лечебной физической культурой, чтобы предотвратить необратимые изменения костной и мышечной системы.
Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т.д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Существует большое многообразие заболеваний ОДА, таких как сколиоз (боковые искривления), лордоз (изгибы выпуклостью вперед), кифоз (изгибы выпуклостью назад), плоскостопие и др.
Нарушению осанки способствуют нерациональный режим, недостаточная физическая активность (малоподвижный сидячий образ жизни), частое неправильное положение тела, привычка сидеть за столом сгорбившись, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.
Для профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата необходимо использовать следующие мероприятия:
- регулярные занятия спортом, укрепляющем мышцы спины и пресса. Особенно полезны бассейн (плавание в разных стилях) и танцы (нормой ВОЗ является активность не менее 60 минут в день);
- существенную роль играет сбалансированное и рациональное питание, так как с пищей поступают необходимые витамины и химические элементы;
- детям и подросткам рекомендуется школьные и спортивные принадлежности носить в ранце на двух лямках за спиной, чтобы избежать возможного искривления;
- стул и парта должны соответствовать росту ребенка;
- при работе за компьютером (в школе и дома) делать регулярные перерывы в течение нескольких минут и делать несложные упражнения: приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи, производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки;
- рациональное пользование гаджетами: ограничить время пользования компьютером и телефоном в день;
- Своевременное выявление путем проведения медосмотров и лечение заболеваний ОДА, формирование и закрепление навыков правильной осанки и походки с помощью лечебной физической культуры;
- правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
К сожалению, число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по пути из 1–го в 11–й класс, увеличивается, что требует пристального внимания общественности. Педагоги, медики и родители должны объединиться в области профилактики заболеваний ОДА и пропаганды здорового образа жизни.