С 1 сентября 2023 года вступили в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 года № 129 со сроком действия до 1 сентября 2029 года. Данные правила регулируют отношения между потребителями (заказчиками) и учреждениями спорта в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.
Основные понятия
Согласно Правил заказчиком может быть физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие намерение заказать либо заказывающие физкультурно-оздоровительные услуги в пользу потребителя на основании договора об оказании физкультурно-оздоровительных услуг.
При этом понятия потребитель и исполнитель применяются в Правилах оказания физкультурно-оздоровительных услуг в значениях, установленных Законом о защите прав потребителей.
Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в то время как исполнитель – это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Физкультурно-оздоровительная услуга – деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя в том числе проведение физкультурных мероприятий.
Перечень оказываемых учреждением спорта физкультурно-оздоровительных услуг.
Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг. Причем эти услуги должны быть предусмотрены перечнем видов физкультурно-оздоровительных услуг, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 № 2466 р. К ним относятся: физкультурно-оздоровительные услуги по физической подготовке и физическому развитию; физкультурно-оздоровительные услуги по обеспечению участия в физкультурных мероприятиях, включенных в первый раздел Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; физкультурно-оздоровительные услуги по разработке программ занятий физической культурой, соответствующих тренировочных планов.
Информация, предоставляемая потребителю
Правилами установлено, что до заключения договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и в период его действия учреждение спорта обязано предоставлять потребителю (заказчику) следующую информацию:
- перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, форм и(или) условий их предоставления (в том числе информация о форме и порядке их оплаты);
- сведения о сроках оказания физкультурно-оздоровительных услуг;
- сведения об условиях изменения или расторжения договора;
- перечень и цена дополнительных платных физкультурно-оздоровительных услуг (при наличии), оказываемых учреждением спорта за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и оплаты;
- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии и с законодательством РФ;
- способы оплаты физкультурно-оздоровительной услуги;
- адрес, по которому принимаются претензии потребителя (заказчика);
- номера телефонов учреждения спорта.
Информация предоставляется потребителю (заказчику) таким образом, чтобы с ней можно было свободно ознакомиться неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени учреждения спорта, и доводится до сведения потребителя (заказчика) на русском языке. Для этого могут быть использованы: информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страница в социальных сетях.
Определение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг
Порядок определения стоимости оказания физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых автономными, бюджетными или казенными государственными (муниципальными) учреждениями спорта, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. При этом цена по договору должна быть одинаковой для всех потребителей (заказчиков), за исключением случаев, когда законодательством РФ или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей (заказчиков).
Порядок заключения договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг
Договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг может быть заключен в письменной форме, а также дистанционным способом с помощью электронных, либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. Условиями договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг прописывается порядок оформления и использования (продление срока действия, возобновление и переоформление) абонемента (клубной карты) на оказание физкультурно-оздоровительных услуг.
Особенности заключения договора дистанционным способом
При заключении договора с потребителем (заказчиком) дистанционным способом учреждение спорта предоставляет потребителю (заказчику) подтверждение заключения договора на условиях оферты, которая содержит существенные условия договора, после получения исполнителем сообщения потребителя (заказчика) о намерении заключить договор.
Подтверждение заключения договора должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю (заказчику) получить информацию о заключенном договоре на оказание физкультурно-оздоровительных услуг и его условиях.
Проведение вводного инструктажа
Учреждение спорта обязано обеспечить инструктаж по технике безопасности потребителя до начала оказания следующих видов услуг:
- физкультурно-оздоровительные услуги по физической подготовке и физическому развитию;
-физкультурно-оздоровительные услуги по обеспечению участия в физкультурных мероприятиях, включенных в первый раздел Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований. В журнале проведения инструктажа должна быть проставлена подпись потребителя, подтверждающая проведенный инструктаж. В случае отказа потребителя от прохождения инструктажа о технике безопасности потребитель самостоятельно несет риски, связанные с нарушениями техники безопасности.
Условия предоставления физкультурно-оздоровительных услуг
При оказании физкультурно-оздоровительных услуг учреждение спорта обязано обеспечить:
–соблюдение требований к качеству их оказания, установленных Законом о защите прав потребителей;
–инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья условия для беспрепятственного доступа к местам оказания физкультурно-оздоровительных услуг, установленные законодательством.
Кроме того, учреждение спорта по просьбе потребителя (заказчика) или в случае необходимости без такого обращения обязан без взимания дополнительной платы обеспечить:
–вызов скорой медицинской помощи;
–пользование аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей потребителя (заказчика) определяется учреждением спорта самостоятельно.
Отказ от исполнения договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг
Отказ исполнителя либо потребителя (заказчика) от исполнения договора возможен в порядке и случаях, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ и законодательством РФ о защите прав потребителей.
Оплата услуг потребителем (заказчиком) путем перевода средств на счет третьего лица, указанного учреждением спорта, не освобождает учреждение от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем (заказчиком) суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании физкультурно-оздоровительных услуг ненадлежащего качества.
Ответственность потребителя (заказчика)
Потребитель (заказчик) несет ответственность и возмещает реальный ущерб в случае утраты или повреждения по его вине имущества исполнителя, нарушения обязательств по договору в соответствии с законодательством РФ, Правилами оказания физкультурно-оздоровительных услуг и условиями заключенного договора.
Ответственность учреждения спорта
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления физкультурно-оздоровительных услуг ненадлежащего качества, подлежит возмещению учреждением спорта в соответствии с законодательством. .
Направление потребителем претензий в адрес учреждения спорта
В случае выявления недостатков оказанной услуги потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю с одним из следующих требований: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами; отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у вас), на вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).
В случае, если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54.