Использование школьной мебели, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения продолжительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.
К выбору школьной мебели необходимо подходить очень ответственно: она должна быть удобной и безопасной. Время пребывания в дошкольном учреждении, учебы в начальной школе выпадает на важный период роста и развития всех систем организма ребенка. Поэтому от того, на каком стуле он будет сидеть и за каким столом, зависит не только формирование правильной осанки, но и дальнейшая успеваемость. Зачастую, ребенок, приходя в первый класс, садится за парту и сидит за ней в течение длительного промежутка времени, за который он привыкает к учебному процессу, учится концентрировать внимание, чтоб ему ничего не мешало, - педагог обязан научить ученика правильно сидеть за школьной мебелью. А для того, чтобы ученик мог правильно сидеть за партой, школьная мебель в классе должна быть правильно подобрана, в соответствии с возрастом и ростом учеников.
Правильная посадка ребенка за школьную мебель характеризуется следующими критериями:
- туловище находится в вертикальном положении, ученик сидит за партой прямо;
- оба плеча должны находиться на одной высоте и мысленно проведенная линия через плечевые суставы должна быть параллельна поверхности стола;
- посадка должна обеспечивать полное соприкосновение стоп ребенка с полом или специальной доской, если школьная мебель не может быть подобрана для ребенка данного роста;
- бедра и таз должны полностью соприкасаться со скамейкой стула, - ребенок не должен висеть между доской парты и полом;
- спина ребенка должна опираться на спинку стула;
- при чтении или письме руки ребенка должны находиться на краю стола и при этом оба глаза должны быть на одинаковом расстоянии от книги или тетрадки. Оптимальным расстоянием считается порядка 30-35 см, зачастую это длина предплечья.
Благодаря данной посадке ребенка происходит снижение тонуса мышц спины и плечевого пояса, что способствует сохранению осанки и стабилизации ее при правильных параметрах.
В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка. Психологи рекомендуют отказаться от привычного положения для мебели «лицом в стену». Для ребенка стена — это символ некоей безысходности, и это ни в коей степени не способствует вдохновению. А вот стена за спиной дает ощущение защищенности, надежного тыла. Потому рабочий стол школьника лучше ставить таким образом, чтобы ребенок сидел спиной к стене, а перед ним было свободное пространство.
Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть качественным и экологически чистым. Острые углы и элементы декора, которые мешают правильной позе ребенка, недопустимы. А поскольку красивая и качественная мебель стоит дорого, и менять ее с изменением роста школьника будет стоить еще дороже, лучше всего купить комплект, который регулируется по высоте. Он будет стоить недешево, но позволит сэкономить на мебели в течение нескольких лет.