Медицинская деятельность предусматривает оказание услуг по:
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя:
Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Деятельность по оказанию платной медицинской помощи Российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются:
С учетом требований ст. 161 ГК РФ такой договор с потребителем заключается в простой письменной форме.
Стороны договора - медицинская организация (или индивидуальный предприниматель) и пациент.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном законом порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денежных средств.
Основные права потребителя при оказании медицинских услуг
При обращении за медицинской помощью и ее получении потребитель имеет право на:
При отказе от медицинского вмешательства потребителю или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается потребителем либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору:
Удовлетворение требований потребителя о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Требования потребителей распространяются и на услуги, предоставляемые по полису ОМС.
Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков оказанной услуги, либо в случае нарушения медицинским учреждением сроков оказания услуг?
Необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинское учреждение) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии). Претензии к качеству оказания медицинских услуг, а также нарушения сроков их оказания подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии.
В случае неудовлетворения требований, потребитель может обратиться в суд.