На применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании транспортных услуг, указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
Вместе с тем в постановлении содержится существенная оговорка: «В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Таким образом, специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей.
Общие положения, регламентирующие правоотношения, возникающие между перевозчиком и потребителем (пассажиром) установлены Главой 40 (статьи 784 – 800) Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Статьи 793 – 795 устанавливают ответственность перевозчика перед потребителем:
Данные статьи носят отсылочный характер и указывают на то, что ответственность перевозчика устанавливается транспортными уставами и кодексами:
Помимо Кодексов и Уставов существует ряд подзаконных нормативно-правовых актов, детально регламентирующих те или иные виды перевозок. Особенность их заключается в том, что они регламентируют перевозки для личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. такие перевозки, которые подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Особенности предъявления иска к перевозчику.
Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит указания на порядок предъявления иска к ответчику, нарушившему права потребителя. Сложившийся порядок, когда потребитель сначала подает претензию к исполнителю услуги, а уже затем обращается в суд, не является обязательным. Претензия запускает счетчик начисления пени исполнителю, но не более того. Потребитель может напрямую обращаться в суд не предъявляя претензии исполнителю.
Но, если исковые требования вытекают из договора перевозки пассажиров, соблюдение претензионного порядка, до обращения в суд, является обязательным:
Для сведения: соблюдение претензионного порядка до обращения в суд является обязательным, согласно статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» и статьи 37 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»
Последствия не соблюдения претензионного порядка.
Если, получив исковое заявление, судья установит, что для данного спора соблюдение претензионного порядка, до обращения в суд, является обязательным, он вынесет определение об оставлении искового заявления без рассмотрения. Все материалы возвращаются истцу, который вправе повторно подать исковое заявление после устранения замечаний.
Из статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» нам известно, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца:
Однако нередко возникают ситуации, когда исковое заявление, поданное по месту жительства истца, судья передает по подведомственности в другой суд, расположенный по месту нахождения перевозчика. Мотивируя это п. 3 статьи 30 ГПК РФ (иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика).
В случае если и перевозчик, и истец находятся в одном населенному пункте это, возможно, не вызовет никаких неудобств, а если в разных?
Ситуация: истец предъявил исковые требования о взыскании неустойки за задержку прибытия рейса и компенсации морального вреда к компании ОАО «Владивосток Авиа». Иск был подан по месту жительства истца в г. Владивостоке. Судья вынес определение о передаче дела по подсудности по месту нахождения перевозчика в г. Артёме.
Решение: Определение судьи о передачи дела по подсудности в г. Артём было обжаловано и отменено. В обоснование жалобы указано, что исключительная подсудность, установленная п. 3 статьи 30 ГПК РФ, не распространяется на иски в защиту прав потребителей. Установление государственных гарантий, а также механизма их реализации отнесено к сфере Закона «О защите прав потребителей», а не ГПК РФ. В связи с чем, статьи 28, 29, 32 ГПК РФ при разрешении вопроса о подсудности исков потребителей, связанных с защитой их прав, применяются только с учетом статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В Постановлении от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» Пленум Верховного Суда РФ указал, что исключительная подсудность применяется по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза, которые предъявляются согласно п. 3 статьи 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
1. Возврат стоимости билета в случае отказа пассажира от поездки
Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира.
Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Статья 83.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
- не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
- менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
- менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30)
57. Возврат денег за неиспользованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи, незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на 1 час.
60. При возврате неиспользованных проездных документов (билетов) (кроме билетов на проезд в поезде пригородного сообщения) и при прерывании поездки с пассажира взимается сбор, предусмотренный пунктом 157 настоящих Правил. Сборы, взимаемые при оформлении проездных документов (билетов), пассажиру не возвращаются.
Статья 23. Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении
Пассажир имеет право в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пятнадцати процентов их стоимости;
2. Отказ перевозчика в осуществлении перевозки
По общему правилу компания перевозчик отказаться в одностороннем порядке от заключенного договора не может.
Воздушный кодекс устанавливает случаи, когда перевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке.
Статья 107. Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза
1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4) отказ пассажира воздушного груза оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;
6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;
7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи.
3. Нарушение сроков начала, окончания перевозки
Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Таким образом, Вы вправе потребовать с авиакомпании перевозчика:
1. Штраф в размере до 50% от стоимости провозной платы.
2. Возмещение убытков (разница в стоимости билетов другого перевозчика, иные затраты, связанные с изменением даты вылета и маршрута, невыдачей денег при возврате стоимости перевозки (несвоевременный безналичный расчет).
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утв. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111)
76. Уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, производится перевозчиком из расчета 3 процентов стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается.
Уплата пассажиру штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, по бесплатным проездным документам (билетам) не производится, а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится, исходя из уплаченной стоимости проезда.
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Статья 34.
За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.