Большинство людей, время от времени, вынуждено пользоваться услугами гостиниц, будь то отдых или рабочая командировка. Однако, не каждый потребитель, останавливаясь на ночь в подобном месте, знает о своих правах и обязанностях.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» напоминает о правах потребителей при оказании гостиничных услуг.
Необходимо знать, что основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере прав потребителя гостиничных услуг, являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»; Гражданский кодекс Российской Федерации; Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 №490.
Основные права потребителей в сфере гостиничных услуг:
- Право на информацию об Исполнителе и об оказываемых им услугах (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»);
- Право на надлежащее качество предоставляемых услуг (ст.4 Закона «О защите прав потребителей»);
- Право на безопасность предоставляемых услуг (ст.7 Закона «О защите прав потребителей»);
- Право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также морального вреда вследствие недостатков оказываемых услуг (ст.14, 15 Закона «О защите прав потребителей»).
Согласно ст. 426 Гражданский кодекс РФ договор гостиничного обслуживания является публичным договором. Это означает, что исполнитель обязан предоставить гостиничные услуги каждому, кто к нему обратится, не отдавая предпочтение одному лицу перед другим. Отказать в обслуживании можно только в том случае, если предоставить услугу невозможно, например, когда в гостинице нет свободных мест.
Все условия договора, включая цену услуг, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление каких-либо льгот. Прямым нарушением законодательства является установление дифференцированной цены услуг для российских жителей и иностранцев, либо предоставление скидок, не предусмотренных законодательством.
Обуславливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других в силупункта 11Правил запрещается. Примером может служить заселение в гостиницу при условии оплаты завтраков. Такие действия расцениваются как навязывание услуги, и потребитель, оплатив завтрак, вправе потребовать возмещения его стоимости.
Свобода выбора потребителя также заключается и в том, что он согласност. 32Закона,п. 20Правил вправе расторгнуть с гостиницей договор в любое время, оплатив время фактического проживания, согласно порядку оплаты номеров в гостинице.
Согласност. 4Закона,п. 14Правил потребитель имеет право на получение качественной услуги. Качественной признается услуга, соответствующая условиям договора, в том числе по цене, срокам проживания, типу номера, согласованным сторонами в договоре дополнительным требованиям потребителя.
- Безвозмездного устранения таких недостатков;
- Уменьшения покупнойцены, соответствующего недостаткамуслуги;
- Расторжения договора оказания гостиничных услуг с полным возмещением понесенных убытков.
Если Вы обнаружили какой-либо недостаток, то Вам нужно попробовать отстоять свои права самостоятельно, а при необходимости – поставить об этом в известность руководителя гостиницы, подготовив письменную претензию в двух экземплярах. Требование об уменьшении цены оказанной услуги должно быть исполнено в течение 10 дней с момента его предъявления, а об устранении недостатков - в течение часа.
Внимание!
Без дополнительной платыклиентам гостиницы должны предоставляться следующие услуги:
- вызов скорой помощи;
- пользование медицинской аптечкой;
- доставка в номер корреспонденции;
- предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов;
- также персонал гостиницы может разбудить гостя в определенное время.