Распространенная ситуация: в чеке на кассе пробивают больше, чем указано на ценнике в торговом зале.
Что делать в такой ситуации?
Важно знать: в данной ситуации Вы имеете полное право требовать продать вам товар по той цене, что указана в ценнике, по следующим основаниям:
- в 1 пункте статьи 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 02.07.2002 г. «О защите прав потребителей» указано, что «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 этой же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации.
- в Гражданском Кодексе Российской Федерации есть понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по цене, которая в этой оферте указана. Ценники в данном случае являются публичной офертой. Соответственно, продавец обязан соблюдать заданные им самим же условия и продавать товар по указанной цене.
Итак, Вы вправе требовать, чтобы стоимость товара вам посчитали по ценнику. А если уже расплатились — чтобы вам вернули разницу.
Как поступить, если кассир отказывается это сделать или не имеет права?
Ваше первое действие — позвать менеджера магазина и сообщить ему о нарушении законодательства. Вполне вероятно, Вы услышите одну из причин несовпадения. Очень часто приводят в качестве аргумента, что не успели заменить ценники, убрать акционные предложения, перепутали, и так далее. Это не может быть оправданием для того, чтобы продавать товар по завышенной (по сравнению с ценником) стоимости. В этом случае нужно настаивать на том, чтобы товар вам продали по заявленной цене.
Если администратор отказывается выполнить Ваше требование, порядок действий таков:
1. Попросите «Книгу отзывов и предложений» и подробно опишите свою претензию. Обязательно укажите время, дату, наименование товара, цену в ценнике и на кассе. Если Вы хотите получить письменный ответ, необходимо оставить свои контактные данные. Тогда Вам будут обязаны ответить в течение 7-10 дней с момента занесения жалобы в Книгу. Аналогичная запись должна появиться в самой Книге отзывов и предложений.
Справочно: В соответствии с пунктом 8 «Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
Важно! Отказать в выдаче Книги жалоб и предложений при ее наличии Вам не имеют права (ст. 14.15 КоАП РФ).
2. После того, как Вы оставите запись в «Книге жалоб и предложений», сфотографируйте спорный ценник (если работники магазина не отдают его — это их право, но фотографию Вы можете сделать). Обязательно сохраните чек.
3. Вы также можетепредъявить руководству магазина письменную претензию.
В ней потребуйте:
- возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ);
- или возврата уплаченной за товар суммы (если вы уже успели расплатиться, а потом заметить разницу), соответственно, с отказом от исполнения договора розничной купли-продажи (п. 1, ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» — в нем говорится о том, что «если продавец не предоставил достоверную и полную информацию о товаре, покупатель может требовать возмещения убытков или потребовать возврата потраченных на товар средств»).
4. Если продавец отказывается возмещать Ваши убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, вы имеете правообратиться в уполномоченные органы.Чтобы привлечь продавца к административной ответственности, можно обратиться в полицию (с заявлением об обмане потребителей) или Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю или его территориальный отдел (с заявлением по факту нарушения правил продажи). К заявлению приложите ответ из магазина на Вашу жалобу, а так же фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54