В связи с тем, что платные образовательные услуги в настоящее время пользуются большим спросом, на потребительском рынке присутствует многообразие образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы на платной основе.
Предоставление организациями платных образовательных услуг регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);
- Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей);
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства от 15.08.2013 г. №706 (далее Правила).
Правила детализируют основные положения Закона об образовании и чётко определяют понятие платных образовательных услуг – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических или юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных средств (взамен или в рамках основных образовательных программ, которые должны реализовываться на бесплатной основе).
Платные образовательные услуги оказываются только на добровольной основе и по желанию обучающегося.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.
На основании Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность осуществляется на основании соответствующей лицензии.
Исполнитель платных образовательных услуг обязан:
Обеспечить потребителю оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
До заключения договора и в период его действия предоставлять потребителю достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Закон об образовании (статья 29) и Закон о защите прав потребителей (статьи 8, 9, 10) содержат указание на обязанность исполнителя предоставлять потребителю следующую информацию:
- наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы, контактные телефоны и адреса электронной почты; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество, адрес места жительства и адрес места осуществления образовательной деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию, информация об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже, занятия индивидуальной педагогической деятельностью;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (номер и дата, перечень услуг, составляющих образовательную деятельность в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
- сведения о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации;
стоимость услуг в рублях (за месяц, семестр, год);
- cведения о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин;
- сведения о численности обучающихся за счет бюджетных средств и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц;
- сведения о языках, на которых осуществляется образование;
- сведения о федеральных государственных образовательных стандартах (утверждаются Министерством образования и науки РФ), об образовательных стандартах (утверждаются образовательными организациями высшего образования);
- сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
- сведения о результатах приема обучающихся по каждой профессии, специальности, с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления обучающихся;
- сведения о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
- сведения о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
- cведения о возможности трудоустройства выпускников;
- сведения о правилах оказания платных образовательных услуг;
- другие сведения, предусмотренные вышеуказанными законами.
Указанная информация в наглядной и доступной форме предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Кроме этого потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления со следующими документами (копиями) образовательной организации:
- устав образовательной организации;
- лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
- локальные нормативные акты, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
- иные документы, предусмотренные Законом об образовании.
Вышеуказанная информация и документы, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Порядок заключения и расторжения договора.
Договор заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения:
а) полное наименование исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество исполнителя - индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) фамилия, имя, отчество потребителя, его место жительства, телефон;
д) фамилия, имя, отчество представителя исполнителя или потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия указанных представителей;
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, потребителя;
з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень или направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида или направленности);
л) форма обучения;
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора.
Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п.8 Правил).
Включение в типовой договор условия о возможности периодического (например, ежемесячно) повышения исполнителем стоимости услуг на определенный процент (фиксированную сумму) является неправоверным и ущемляющим права потребителя.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги, не предусмотренные договором, за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, он вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ и статьей 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе в любое время (как до начала оказания услуг, так и в процессе оказания услуг и независимо от причин, послуживших основанием для расторжения договора) отказаться от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг при условии оплаты исполнителю лишь стоимости образовательных услуг, которые фактически были оказаны потребителю на момент расторжения договора (фактические расходы).
При этом следует знать, что денежная сумма, которая удерживается исполнителем в данном случае, должна быть обоснована и подтверждена документарно (например, смета расходов).
При желании расторгнуть в одностороннем порядке договор с исполнителем потребителю необходимо письменно обратиться к нему с заявлением о расторжении договора.
В случае невозможности оказания исполнителем услуги по вине потребителя (прогул и т.п.), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (часть 2 статьи 781 Гражданского кодекса РФ).
Если потребитель докажет, что его вина в пропуске занятий отсутствует (болезнь, командировка и т.д.), то он вправе требовать переноса пропущенных занятий на другое время.
По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги.
Недостаток платных образовательных услуг - несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).
Пункт 17 Правил и статья 29 Закона о защите прав потребителей устанавливают, что при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков. оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем.
Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, потребитель вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг или закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
В случае возникновения разногласий с исполнителем, потребителю необходимо направить в его адрес письменную претензию, с приложением копии договора, а также документов, содержащих сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании платных образовательных услуг (копия журнала посещаемости с указанием даты занятий, аудиозапись лекций и т.д.). Претензия составляется в двух экземплярах. На экземпляре потребителя представитель исполнителя должен поставить отметку о получении претензии (дата, подпись, печать). С этого момента начинается отсчет срока исполнения требований потребителя, который по Закону о защите прав потребителей составляет 10 календарных дней. Если исполнитель отказывается принимать претензию, потребителю следует направить ее по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения на адрес исполнителя. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (статья 11 Гражданского кодекса РФ, статья 17 Закона о защите прав потребителей).
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным, обращайтесь в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54.