Одной из форм консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей является проведение тематических «горячих линий». В 2024 году консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» проведено 125 тематических «горячих линий» (2023- 124), из них 13 - в рамках проведения Всероссийских тематических «горячих линий» по вопросам вакцинопрофилактики, профилактики гриппа и ОРВИ, заболеваний, передающихся через укусы клещей, ВИЧ-инфекции, цифровой маркировки товаров, качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, товаров новогоднего ассортимента, качества и безопасности предоставления туристских услуг, организации горячего питания обучающихся, услуг детского отдыха, по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке, по актуальным вопросам защиты прав потребителей при оказании платных образовательных услуг, платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг.
С целью информирования населения Приморского края о проведении тематических «горячих линий» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» размещались анонсы на сайтах учреждения, сайтах администраций городов и районов края, а также в средствах массовой информации региона. Наиболее активно использовались официальные сайты Администраций городского округа Спасск-Дальний, Лесозаводского, Находкинского городских округов, Партизанского, Спасского, Кировского муниципальных районов, Черниговского сельского поселения. Из средств массой информации – газеты «Компас-инфо», «Время перемен», «Народная весть», «Вестник Приграничья», «Заря», «Народная весть», «Вперед», «Коммунар», «Золотая долина», «Телерадиоцентр «Телемикс», сетевое издание «Информационное агенство Ussurmedia (УссурМедиа)».
В рамках проведения тематических «горячих линий» специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов оказано 2284 консультации (2023-1767), из них 98% по телефону. Наибольшее число консультаций оказано по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке (24,2%), по вопросам предоставления услуг детского отдыха (10,6%), вакцинопрофилактики (7,6%), качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей (6,8%), организации горячего питания обучающихся (6,8%), профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции (6,6%), ВИЧ-инфекции (6,2%), качества и безопасности товаров новогоднего ассортимента (6%). Во время проведения горячих линий в целях защиты прав потребителей специалистами консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» подготовлены 22 претензии в адрес хозяйствующих субъектов(относительно товаров ненадлежащего качества, оказания платных медицинских услуг по протезированию зубов, туристических услуг, платных образовательных услуг ненадлежащего качества), 7 исковых заявлений в судебные органы (относительно товаров ненадлежащего качества, оказания платных медицинских услуг по протезированию зубов ненадлежащего качества).
В ходе проведения тематических «горячих линий» организовано и проведено 246 мероприятий, направленных на просвещение потребителей в области защиты их прав, в том числе:
- в форме круглых столов – 2 с охватом 87 человек по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей;
- в форме семинаров - 1 с охватом 32 человек на базе Администрации Кировского муниципального района по вопросам организации детского отдыха в пришкольных лагерях;
- в форме лекций – 122 с охватом 2045 человек по вопросам вакцинопрофилактики, профилактики ВИЧ-инфекции, гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, оказания услуг детского отдыха, платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг, платных образовательных услуг, цифровой маркировки товаров, качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, организации горячего питания обучающихся;
- проведено обучение 1879 человек, относящихся к декретированным контингентам, по профилактике ВИЧ-инфекции;
- в форме информирования потребителей при проведении гигиенического обучения работников различных сфер деятельности с охватом 4620 человек по вопросам качества и безопасности товаров новогоднего ассортимента, детских товаров и школьных принадлежностей, цифровой маркировки товаров, организации детского отдыха, горячего питания обучающихся, предоставления туристических услуг, платных образовательных услуг, платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг;
- опубликовано 26 статей в средствах массовой информации по вопросам вакцинопрофилактики, профилактики ВИЧ-инфекции, гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, качества и безопасности товаров новогоднего ассортимента, детских товаров и школьных принадлежностей, цифровой маркировки товаров, защиты прав потребителей в судебном порядке, организации детского отдыха, горячего питания обучающихся, предоставления туристических услуг, платных образовательных услуг, платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг;
- размещена 21 информация на официальных сайтах Администраций муниципальных образований по вопросам качества и безопасности товаров новогоднего ассортимента, детских товаров и школьных принадлежностей, цифровой маркировки товаров, защиты прав потребителей в судебном порядке, организации детского отдыха, горячего питания обучающихся, предоставления туристических услуг, платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг;
- размещено 8 статей в сети Интернет по вопросам вакцинопрофилактики, профилактики ВИЧ-инфекции;
- размещены 64 информации на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».
Особое внимание было уделено вопросам рационального питания (32,8%), профилактики гриппа и острых вирусных инфекций (12,5%), новой коронавирусной инфекции (4,7%), организации детского отдыха (4%), вакцинопрофилактики (3%). профилактики ВИЧ-инфекции (3%);
- распространено 16170 листовок по актуальным вопросам тематических «горячих линий».
Значительный объем мероприятий по консультированию потребителей проведен в рамках тематической «горячей линии», посвященной Всемирному дню прав потребителей. Проведены тематические уроки потребительской грамотности по заявленной тематике Всемирного дня прав потребителей в 10 общеобразовательных учреждениях с охватом 178 учащихся, в 3 средних специальных учреждениях с охватом 63 учащихся, в 10 организованных коллективах с охватом 219 человек, среди декретированных групп населения с охватом 500 человек.
В рамках тематического консультирования проведена тематическая «горячая» линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке, при проведении которой оказано 194 консультации по вопросам защиты прав потребителей, в том числе 164 - по телефонам «горячей» линии, 30 - на личном приеме. Рассмотрено 18 обращений потребителей, по которым подготовлено 12 проектов претензий, 6 проектов исковых заявлений. Проекты претензий составлены относительно товаров ненадлежащего качества (одежда, мобильный телефон, погружной насос, кофеварка, двигатель для автомашины, мебель, телевизор), оказания услуг ненадлежащего качества (медицинские услуги по протезированию зубов). Проекты исковых заявлений - относительно товаров ненадлежащего качества (стиральная машина, мобильный телефон, срезанные цветы, одежда, детали к автомашине), оказания услуг ненадлежащего качества (физкультурно-оздоровительные услуги).
На официальных сайтах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», Администраций Находкинского, Артемовского Лесозаводского городских округов, Партизанского Кировского муниципального района размещены информации «Все об искусственном интеллекте», «15 марта Всемирный день прав потребителей», «Защита прав потребителей в судебном порядке», «Справедливые цифровые финансовые услуги», «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей», «Искусственный интеллект: риски и преимущества». Аналогичные статьи опубликованы в газетах «Время перемен», «Бизнес-Арс», «Коммунар», «Трудовое слово», «Золотая долина». Организовано и проведено выступление на «Радио России: Приморье», распространено 645 памяток по актуальным вопросам защиты прав потребителей.
В рамках Всемирного дня прав потребителей с целью выявления уровня информированности опрошенных по вопросам, касающимся искусственного интеллекта, проведено анкетирование 420 потребителей. Результаты анкетирования показали, что однозначный интерес к такой отрасли науки, как искусственный интеллект, проявляет 55% опрошенных. Главными плюсами в развитии искусственного интеллекта респонденты считают возможность освободить человека от вредного или опасного производства (73%), монотонного труда (64%), повышение эффективности труда и снижение себестоимости продуктов (по 36%). В числе основных минусов искусственного интеллекта респонденты назвали возможность применения этого интеллекта против человека (55%), возможность ошибок и сбоев (64%), искажение данных (64%). В целом 27% опрошенных считают, что повсеместное внедрение искусственного интеллекта приведет к массовой безработице, 64% уверены, что этого не случится.