В 2024 году Консультационным центром и консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» оказано 5082 консультации по вопросам продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в различных секторах потребительского рынка (2023 – 5394). Из них на личном приеме оказано 1135 консультаций, по телефону - 3947.
В общем объеме оказанных консультаций на долю Консультационного центра приходится 52%, на долю консультационных пунктов - 48%.
В структуре обращений потребителей, поступивших в течение 2024 года, наиболее актуальными для потребителей явились такие сегменты потребительского рынка как продажа технически сложных товаров (13,5%), мобильных телефонов (7,2%), продовольственных товаров (6,7%), мебели (4,1%), товаров, приобретенных дистанционным способом (6%).
В структуре услуг наибольшее число обращений приходится на обращения в сфере оказания услуг ЖКХ (9,4%), финансовых (4,6%), медицинских (4,4%) и бытовых (3,3%) услуг.
По сравнению с 2023 годом отмечается рост обращений потребителей от 0,5% до 1,6% - по вопросам продажи продовольственных товаров, мебели, дверей, товаров, приобретенных дистанционным способом.
Вместе с тем на 4,9% сократилось число обращений граждан по вопросам продажи технически сложных товаров, от 0,1% до 2% - по вопросам продажи мобильных телефонов, обуви, одежды, парфюмерно-косметических товаров, изделий из драгоценных металлов, строительных материалов, пластиковых окон, лекарственных препаратов.
В структуре услуг отмечается значительный рост обращений потребителей по вопросам оказания туристских и образовательных услуг (в 2 раза). На 2,8 % отмечается рост обращений потребителей по вопросам оказания услуг ЖКХ, от 0,2% до 1,1% - по вопросам оказания услуг связи, общественного питания, финансовых, медицинских и транспортных, услуг.
Вместе с тем на 0,1% сократилось число обращений граждан по вопросам оказания бытовых услуг.
С целью восстановления нарушенных имущественных прав потребителей специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов подготовлено 487 проектов претензий (2023 – 544). Наибольшее число претензий составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных услуг в сфере ЖКХ (15,2%), услуг связи и бытовых услуг (по 4,7%), медицинских и финансовых услуг (по 3,7%), продажу товаров ненадлежащего качества: технически сложных товаров (17,2%), мобильных телефонов (9,8%), одежды (3,1%), мебели (2,9%), обуви (2,7%), товаров, приобретенных дистанционным способом (5%). В досудебном порядке хозяйствующими субъектами удовлетворено 30% (2023 - 46%) рассмотренных претензий по вопросам неудовлетворительного качества оказанных услуг ЖКХ, услуг связи, бытовых, медицинских, образовательных услуг, продажи товаров дистанционным способом, продажи товаров ненадлежащего качества, в том числе продовольственных товаров, технически сложных товаров, мобильных телефонов, мебели, дверей.
С целью урегулирования возникших споров по вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке специалистами подготовлено 110 проектов исковых заявлений (2023-140). Наибольшее число проектов исковых заявлений составлено по обращениям потребителей на оказание некачественных услуг ЖКХ (9%), услуг связи (5,4%), финансовых услуг (4,5%), бытовых (11%), медицинских (6,4%), услуг общественного питания (10,9%), продажу товаров ненадлежащего качества – технически сложных товаров (10%), мебели (7,8%), обуви, мебели, товаров, приобретенных дистанционным способом (по 2,7%).
По исковым заявлениям, направленным в суды, удовлетворены полностью требования потребителей в 34% (2023 - 49%) случаев по вопросам неудовлетворительного качества оказанных услуг ЖКХ, долевого строительства, туристских, бытовых, медицинских и юридических услуг, продажи товаров ненадлежащего качества, в том числе технически-сложных товаров, одежды, мебели. Общая сумма присужденных в пользу потребителей денежных средств составила 3 052 486 рублей.
Причинами разрешения споров в суде в сфере розничной торговли послужили отказы продавцов выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за товары как надлежащего, так и не надлежащего качества в установленные законодательством сроки, в сфере оказания услуг - за некачественно выполненную работу либо неисполнение работ (услуг) в полном объеме или с нарушением срока, а также невыполнением требований потребителей о возврате денежных средств в связи с расторжением договора.
Одной из форм консультирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей является проведение тематических «горячих линий». В рамках проведения тематических «горячих линий» специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов оказано 2284 консультации (2023-1767), из них 98% по телефону. Наибольшее число консультаций оказано по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке (24,2%), по вопросам предоставления услуг детского отдыха (10,6%), вакцинопрофилактики (7,6%), качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей (6,8%), организации горячего питания обучающихся (6,8%), профилактики гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции (6,6%), ВИЧ-инфекции (6,2%), качества и безопасности товаров новогоднего ассортимента (6%).
В ходе проведения тематических «горячих линий» организовано и проведено 246 мероприятий, направленных на просвещение потребителей в области защиты их прав, в том числе: в форме круглых столов – 2 с охватом 87 человек, в форме семинаров - 1 с охватом 32 человек, в форме лекций – 122 с охватом 2045 человек, в форме информирования потребителей при проведении гигиенического обучения работников различных сфер деятельности с охватом 4620 человек, опубликовано 26 статей в средствах массовой информации, размещена 21 информация на официальных сайтах Администраций муниципальных образований, 64 информации на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», 8 статей в сети Интернет, распространено 16170 листовок по актуальным вопросам тематических «горячих линий»