Основополагающими нормативными документамипо вопросу расчетов за поставленную в многоквартирные жилые дома электрическую энергию, в том числе приходящуюся на общедомовые нужды, являются:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Жилищный кодекс РФ.
3. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
4. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124.
5. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
6. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными прибора учета.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (ст. 158 ЖК РФ).
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гласит о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Такой прибора должен быть принят в эксплуатацию и опломбирован.
Исполнители коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.) ежемесячно обязаны снимать показания общедомовых приборов учета и передавать их любым удобным способом в энергоснабжающую организацию.
С 1.09.2012 г. расчет производится согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в Приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, где приведены соответствующие формулы, позволяющие произвести расчет на основании имеющихся данных.
Необходимо отметить, что с 1.06.2013 г. в вступили в силу значительные изменения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановлением Правительства от 16.04.2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».
Рассмотрим перечень основных изменений:
Так, при отсутствии общедомового счетчика
1. Плата за отопление ОДН отменена.
2. Норматив ОДН для холодного и горячего водоснабжения должен снизится. Из формулы для расчета норматива исключены технологические потери в инженерных сетях дома, которые могли составлять 20%.
3. Норматив и плата за ОДН по водоотведению отменены.
4. Из расчета определения площади общего имущества исключены чердаки и подвалы.
При наличии общедомового счетчика
1. Общий размер платы за отопление суммарно по всем лицевым счетам дома не изменится, но вместо двух услуг (отдельно индивидуального и общедомового потребления) будет одна общая услуга по отоплению.
Показания индивидуальных счетчиков по отоплению (у кого они имеются) теперь не будут учитываться, если хотя бы в одной квартире нет индивидуального счетчика, что в теории должно исключить влияние на размер оплаты за ОДН в ситуации, когда фактически проживающие, но не прописанные в одной квартире десять человек потребляют значительно больше норматива, в результате чего, все владельцы индивидуальных приборов учета оплачивают значительные суммы за фактически не потребленные ими энергоносители.
Если же во всех квартирах многоквартирного дома установлены индивидуальные счетчики по отоплению, то тогда их показания будут учитываться при расчете.
1. Устанавливаются нормативы на ОДН и оплата за ОДН, подлежит оплате только в пределах норматива. Оплату ОДН, в размере превышающем норматив, будет осуществлять управляющая компания. Такой порядок будет действовать по умолчанию. Иной порядок может быть установлен на собрании собственников многоквартирного дома и если исполнителем коммунальной услуги не является непосредственно ресурсоснабжающая организация.
2. Норматив потребления по водоотведению на общедомовые нужды исключен и в расчетах с гражданами применяться не будет.
Таким образом, внесенные изменения направлены на стимулирование потребителей переходить на систему оплаты за коммунальные услуги по показаниям приборов учета (счетчикам) вместо нормативов потребления.