Разъяснения о порядке применения положений законодательства о защите прав потребителей в области жилищных отношений
На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Нынешнее состояние ЖКХ в России абсолютно критично. По оценке Минрегионразвития износ сетей составляет 60%, а 40% всех домов, которые есть в Российской Федерации, нуждаются в капитальном ремонте. Учитывая, что защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых функций государства, проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной области, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности как самой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и ее территориальных органов.
Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей
1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
В связи с чем, государственный надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39 (содержание общего имущества в многоквартирном доме), 155 (внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги), 156 (размер платы за жилое помещение), 157 (размер платы за коммунальные услуги), 161 (выбор способа управления многоквартирного дома, общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом) Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.ч. 2, 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).
С 01.09.2012г. Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю в рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322,, реализует функции осуществления федерального государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунальных услуг следующим образом:
- осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением требований санитарного законодательства,
- обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг, на основании и в порядке, установленных подпунктом 7 пункта 4 статьи 40, статьей 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 2300-1, статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;
- вступает в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации: пункт 5 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
- в случае предоставления материалов проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора Приморского края, возбуждает должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю дела об административном правонарушении, если они содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения на основаниях предусмотренных ст. 14.4.ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 с 01.09.2012г. разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, а также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», в лице консультационного центра (пунктов), находящиеся в системе Службы, в соответствии с пунктом 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» дают разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.