Информационные материалы

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна?

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Исходя из общего смысла данных документов, маркированные товары - это товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров «Честный знак».

Основной целью создания системы маркировки является обеспечение законного оборота товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Система «Честный знак» подразумевает идентификацию каждой единицы товара путём присвоения уникальных цифровых кодов, защищённых криптографией, что позволяет государству, бизнесу и потребителю контролировать путь любого товара от производителя до конечного покупателя, противодействуя незаконному обороту.

Участниками оборота являются производители, продавцы, маркетплейсы, участвующие в обороте товара от производства до покупателя. Участниками оборота осуществляется регистрация всех этапов движения товаров (от производства или ввоза в РФ до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров.

Все участники оборота товара несут ответственность за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации.

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы; для других товаров - двухмерный штрих-код DataMatrix.

Товары, подлежащие маркировке

Товарная группа

Экспериментальная
маркировка

Обязательная
маркировка

Изделия из меха

 

с 12 августа 2016 года

Алкогольная продукция

 

с 1 января 2016 года

Лекарственные препараты

с 2017 года

с 1 июля 2020 года 

Ювелирные украшения, изделия из драгоценных камней и металлов

с 1 июня по 1 ноября 2018 года

с 1 сентября 2024 года

Табак и никотиносодержащая продукция

с 1 января по 31 декабря 2018 года

с 1 марта 2019 года

Обувь

с 1 июня по 31 декабря 2018 года

с 1 июля 2020 года

Духи, туалетная вода

 

с 1 декабря 2019 года

Шины, покрышки пневматические резиновые новые

 

с 1 декабря 2019 года

Товары легкой промышленности

 

с 1 декабря 2019 года

Пивоваренная продукция и слабоалкогольные напитки

 

с 1 апреля 2023 года

Отдельные виды медицинских изделий

 

с 1 сентября 2023 года

Антисептики и дезинфицирующие средства

 

с 1 сентября 2023 года

Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

 

с 1 декабря 2019 года

Упакованная вода

с 1 проведен с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года.

c 1 декабря 2021 года для категории «минеральная вода»;

с 1 марта 2022 года для прочих категорий питьевой воды.

Готовая молочная продукция

с 15 июля 2019

с 20 января 2021 года

Отдельные виды безалкогольных напитков

 

с 1 декабря 2023 года

Кресла-коляски 

 

с1 сентября 2023 года

Биологически активные добавки

 

с 1 октября 2024 года

велосипеды

 

с 1 сентября 2024 года

 

Как потребитель может проверить легальность товара?

Любой потребитель, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный ЗНАК», сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, условиях хранения, подробное описание товара. Информация, полученная потребителем после сканирования маркировки посредством мобильного устройства, позволяет в автоматическом режиме передавать данные в случае обнаружения несоответствия в контрольно-надзорные органы, что позволяет оперативно реагировать в случае выявления нарушения установленных требований. Всю необходимую информацию и инструкцию по работе с приложением можно получить на официальном сайте Государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» https://честныйзнак.рф/

Код маркировки: в чем его отличие от других кодов

Маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре.

Официальное наименование кодов - контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

КиЗ состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код идентификации включает в себя информацию о наименовании товара, стране производства, данных производителя, местонахождении производителя, данных продавца. Код проверки - это графический код в формате Data Matrix, который формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. Если в мобильном приложении «Честный знак» отсканировать код маркировки с товара, можно получить информацию о месте, дате и времени производства товара, сроке его годности, процессе перехода от собственника к собственнику, дате и месте проджи.

Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но они не взаимозаменяемы. Единственное средство идентификации, которое прописано в правилах маркировки, — именно Data Matrix.

 1311242.jpg

 

 Линейными называются штрихкоды, читаемые в одном направлении слева направо (по горизонтали). Штрих-код содержит следующую информацию: страна-изготовитель продукта, на каком предприятии он был произведен, а также технические характеристики: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и т.д. Штрих-код наносится на упаковку товара в виде последовательности штрихов и пробелов разной ширины. Для считывания такой информации используются специальные устройства – сканеры. Большинство штрих-кодов созданы при помощи кодировочных систем. Самые распространенные – это европейская система кодирования EAN (European Article Number) и американский универсальный товарный код UPC (Universal Product Code). Каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий из 13 или 8 цифр.

 

1311243.jpg

 

DataMatrix и QR код относятся к матричному двумерному типу кодов, что и объясняет их внешнее сходство. Оба представляют собой комбинацию черно-белых элементов различных по яркости. DataMatrix может быть как квадратным, так и прямоугольным, QR-код – только квадратным.

QR-код — это особый вид штрих-кода, в котором с помощью пикселей зашифрован некоторый объем информации. Форма QR приспособлена для легкого считывания данных с внешнего носителя (плаката, чека, визитки) через цифровое устройство. QR-код читается в двух направлениях (поэтому его также называют «двумерным штрих-кодом») – по горизонтали и по вертикали.

DataMatrix- это штриховой идентификатор, применяемый для обязательной маркировки товаров, начавшей действовать в России в 2019 году. Он прикрепляется к продукции или ее упаковке и позволяет получать все сведения о ней на любом этапе движения по логистической цепи — от изготовителя до потребителя. DataMatrix — двумерный матричный штрихкод, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и ответы

Контакты

Общество гигиенистов и санитарных врачей

Сведения об образовательной организации

Информационные ресурсы

Информационные материалы

ДВМРЦРБ (Межрегиональный центр радиационной безопасности)

Орган инспекции

Противодействие коррупции

О центре

Документы

Отделы

Филиалы Центра

Международная кооперация и экспорт

banner gig obuch

banner obrash

banner ekc

Baner zdor pit

banner issl covid

banner issl klesh

banner 100 rpn

banner zpp

banner fin

banner med knizhka

banner kons center

banner dezinfektsiya

banner vak

 

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения 

"Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае"
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Уткинская,36
Телефон/Факс: +7 (423) 240-21-85